Традиционная женская одежда в индии

Традиционная женская одежда в индии

Индийская одежда — совокупность всех видов одежды, которые производят и носят в пределах Индии, которые являются неотъемлемой частью индийской культуры и мира.

Одежда в Индии меняется от региона к региону и зависит от этнических, географических и климатических особенностей региона, а также от культурных традиций населяющих её народов. Исторически мужская и женская одежды развились из простых лангот (индийские набедренные повязки для мужчин) и обычных набедренных повязок до хорошо продуманных костюмов, которые окутывают всё тело, используемых не только для повседневного ношения, но и по случаю праздников, а также для исполнения ритуалов и танцев. В городах почти все слои населения носят одежду западного образца. Индийская одежда имеет великое разнообразие цветов и материалов. Цветовой код зависит от религиозных и ритуальных обоснований. Например, у индусов ношение белой одежды — это признак траура, а у парсов и христиан одежду такого цвета обычно надевают на свадьбу.

Содержание

История [ править | править код ]

Индийские исторические записи об одежде уходят своими корням в 5 тысячелетие до н. э. в Индскую цивилизацию, которая умела производить хлопчатую ткань. Во время раскопок были обнаружены костяные иглы и деревянные веретёна [1] . В древней Индии производство хлопчатой ткани было очень развито, и несколько способов её производства дошли до наших дней. Геродот — древнегреческий историк, описал индийский хлопок как «шерсть более красивая и добрая, чем сама овца» [2] . Индийская одежда из хлопка было очень удобна для сухого и жаркого лета субконтинента. Большинство знаний о древнеиндийской одежде идут от наскальных рисунков и скульптур горных пещер, таких как в Эллоре. На этих рисунках изображены танцоры и богини, одетые в дхоти, который является предшественником современного сари. Высшие касты носили одежду из муслина, расшитую золотыми орнаментами [3] . Индской цивилизации также был известен процесс производства шёлка. Недавнее исследование хараппских шёлковых ниток с бусинками показали, что шёлк был сделан благодаря процессу наматывания, который был известен только в Китае до ранних веков н. э [4] .

По словам древнегреческого историка Арриана [5] :

Индусы носили льняную одежду, как сказал Неарх, сделанную из льна, взятого из дерева. И этот лён был или белее других видов льна, или люди, будучи чёрными, делали его белым. У них были платья, которые имели разную длину: от колен до лодыжек и одежда, часть которой закидывали через плечо и покрывали голову. Более обеспеченные индусы носили серьги из слоновой кости. Неарх говорил, что индусы окрашивают свои бороды в разные цвета: некоторые могли быть белее белого, другие тёмно-синие, красного, фиолетового, зелёного. Люди любого класса имели зонтики, которые они использовали летом. Они носили туфли, искусно сделанные из белой кожи, и подошвы этих туфлей были разноцветными и высокими, чтобы те, кто их носит, казались выше ростом.

Около первого столетия н. э. в Индию вторгались как племена из Центральной Азии, так и персы, и греки, которые оказали огромное влияние на её культуру. В греко-буддистском искусстве особенно заметно индо-греческое влияние того времени. Будда изображался одетым в греческий гиматий, который является предшественником современного самгхати (saṃghāti), что является частью kasaya буддистских монахов [6] . Во времена империи Маурьев и государства Гуптов люди продолжали носить несшитую одежду как и в ведийские времена. Главными атрубутами одежды того времени были антарья (antariya), сделанная из белой хлопчатой ткани или муслина, которая подвязывалась в области талии перевязью, называемой каябандхой (kayabandh) и шарфом, называемый уттарья (uttariya), который использовался, чтобы накидывать на верхнюю часть тела.

Новые торговые маршруты, как по морю, так и по суше, стали причиной культурного обмена Индии со странами Центральной Азии и Европы. Римляне принесли в Индию цвет индиго для окрашивания тканей и хлопчатую ткань как предмет одежды. Торговля с Китаем по Великому шёлковому пути привела к появлению шёлковой ткани в Индии. Китай монополизировал торговлю шёлком и долгое время сохранял секрет его производства. Однако, эта монополия окончилась, когда, по данным легенды, китайскую принцессу, в головном уборе которой находились семена тутового дерева и шелкопряды, выдали замуж за короля Хотана (ныне — Синьцзян-Уйгурский автономный район) [7] . Из этого следует, что производство шёлка распространилось по всей Азии и к 140 году н. э., практически, было налажено в самой Индии. В Артха-шастре — трактате Чанакьи о государственном управлении, написанном в третьем столетии до н. э., кратко описываются нормы создания шёлковой ткани [8] .

В древней Индии существовало множество ткацких техник, многие из которых дошли до наших дней. В каждом регионе страны существовали свои способы производства шёлка и хлопка, благодаря которым получали ткань, чей стиль и внешний вид были уникальными для данного региона. Наиболее известными среди этих ткацких стилей были джамдани (jamdani), касика-вастра (kasika vastra) из Варанаси, бутидар (butidar) и илкал-сари ( ilkal saree). Парча из шёлка выполнялась золотыми и серебряными нитями и находилась под глубоким влиянием персидского стиля. Моголы сыграли важную роль в повышении уровня искусства, яркими примерами которых могут служить пейсли и латифа-бути (latifa buti) [9] .

Читайте также:  Фигура яблоко до и после похудения

Окрашивание тканей в древней Индии было как одна из форм искусства. В древней Индии существовало 5 простых цвета — суддха-варнас (suddha-varnas). Сложные цвета категоризировались по их оттенкам и назывались мисра-варнас (misra-varnas). Восприятие тонких оттенков было описано в древнеиндийском трактате Вишну-дхармоттара-пурана, в котором говорилось о пяти тонов белого цвета, каждый из которых имел своё название: слоновая кость, жасмин, августовская луна, августовское облако после дождя и ракушка [10] . Обычно использовали цвета индиго (nila), ярко-красный и жёлтый из сафлора красильного [11] . Техника протравы была распространена по всей Индии ещё со второго тысячелетия до н. э. [12] . Такие техники как окрашивание резиста и каламкари (kalamkari) были чрезвычайно популярны, а ткани, окрашенные в этом стиле, были одним из главных экспортных товаров Индии.

Неотъемлемой частью истории индийской одежды является кашмирская шаль. Разнообразие кашмирских шалей включает в себя шахтуш (shahtoosh) и пашмину (pashmina) (шерстяной платок). В английском языке шахтуш известен также как «ring shawl», а пашимну исторически называют «пашм» (pashm). Упоминания о шерстяных тканях, связанных с Кашмиром, идут ещё с ведийских времён: в Риг-ведах говорится о долине Синдх (Sindh), в которой разводили овец и о боге Пушане, который рассматривается там как «ткач одежды» [13] . Шерсть из той самой долины стала называться «пашмом» (пашм — им. п., ед. ч.). Шерстяные платки упоминались в афганских текстах третьего столетия до н. э., но ссылки на кашмирские работы были сделаны в XVI веке н. э. Султана Кашмира Zain-ul-Abidin считают основателем этой отрасли [14] . Ктесий писал, что римский император Аврелиан получил пурпурный паллий от персидского царя, который был сделан из азиатской шерсти прекрасного качества [15] . Платки были окрашены в красный и пурпурный. Красную окраску производят из кошенили, а пурпурный получают, благодаря смешению красной и синий краски из индиго [16] . Наиболее дорогими кашмирскими платками являются джамавар (jamavar) и каника джамавар (kanika jamavar), которые сотканы с использованием катушек с окрашенными нитями, называемые кани (kani). На создание одного такого платка может уйти более 1 года и потребоваться от 100 до 1500 кани, в зависимости от степени сложности самой работы [13] .

В древние времена Индия торговала своими тканями с Китаем, Юго-Восточной Азией и Римской империей. В перипле Эритрейского моря упоминаются мальвовая ткань, муслин и грубый хлопок [17] . Такие портовые города как Мачилипатнам и Бхаруч стали широко известны из-за их производства муслина и других тканей отличного качества. Торговля с арабами, которые были посредниками в торговом маршруте «Дорога специй» между Индией и Европой, способствовала появлению индийских тканей в Европе, где они так были любимы королевскими монаршими дворами XVII—XVIII веков [18] . Голландская, Французская и Британская Ост-Индские компании боролись за монополию в торговле специй по Индийскому океану, но при этом существовала проблема, связанная с оплатой специй, которая осуществлялась в виде золота или серебра. Для решения этой проблемы в Индию были отправлены золотые слитки, которые использовались при торговле индийских тканей, большая часть которых была продана в обмен на специи в других торговых точках. Впоследствии, эти специи вместе оставшимися индийскими тканями были проданы в Лондоне. Индийские ткани такие, как ситец и муслин с рисунками, а также узорчатый шёлк, наводнили британский рынок, что позволило в то время британским текстильным мануфактурам скопировать на искусственных принтах индийские рисунки, тем самым уменьшив зависимость от индийского производителя [19] .

Британское правление в Индии и последующая первая неудачная попытка раздела Бенгалии стали причиной появления национально-освободительного движения Свадеши. Одной из главных целей этого движения было достижение самодостаточности и продвижение индийских товаров на рынке, бойкотируя британские [20] . Это было идеализировано в производстве кхади. Кхади и её продукция всячески поддерживалась национальными лидерами Индии в противовес британским товарам и рассматривалась как способ расширения возможностей сельских ремесленников [21] .

Традиционная одежда [ править | править код ]

Женская одежда [ править | править код ]

В Индии женская одежда имеет множество видов и тесно связана с местной культурой, религией и климатом.

Традиционной одеждой для женщин Северной и Западной Индии являются сари или гагра-чоли (лехенга-чоли), в то время как женщины в Южной Индии носят сари, а девочки патту-павадай. Сари, сделанное из шёлка, считается наиболее изящным. Мумбаи, раннее известный как Бомбей, — одна из модных столиц Индии. Традиционную одежду, как правило, носят в сельских районах Индии. Женская одежда сари — длинное полотно окрашенной ткани, которое драпируется в простые или причудливые кофточки. Маленькие девочки носят паваду. И сари, и павада очень часто имеют красивые узоры. Бинди — часть женского макияжа. Индо-западная одежда — это сплав западной и индийской субконтинентальной мод. Чуридар, дупатта, кхара-дупатта, гамуча, курта, мундум-нерьятхум и шервани среди прочих.

Читайте также:  Размер сумки багажа в самолете

В Индии имеются чёткие различия между традиционной мужской и женской одеждой. Это особенно видно в сельских местностях, хотя в городах, из-за влияния западной моды, уже нет таких строгих отличий. Девочки до половозрелого возраста носят длинную юбку, называемую ланга (павада в Андхре) и короткую кофточку, именуемую чоли.

Сари [ править | править код ]

Сари — женская одежда на Индийском субконтиненте [22] . Сари — это длинное полотно несшитой ткани, длина которой может быть 4-9 м, что позволяет окутывать всё тело в любом стиле. Существуют различные традиционные типы сари: самбалпури-сари (sambalpuri saree) из Восточной Индии, канчипурам из Южной Индии, пайтхани (paithani) из Западной Индии и банараси-сари (banarasi saris) из Северной Индии [23] . Общим для всех сари стилем является обмотка вокруг талии, после чего одним концом покрывается плечо [22] . Сари обычно носится поверх нижней юбки. Кофточка может быть с низким вырезом или быть форме блузки с бретельками. Существует много сари с большим количеством украшений, такие как вышивка и зеркальца. Такие сари надевают по особому случаю. Женщины, служащие в вооружённых силах Индии, носят униформу «сари», где рубашку с короткими рукавами заворачивают у талии. Девочки-подростки носят полусари, которое состоит из ланги, чоли и палантина, окутывающий подобно сари. Взрослые женщины обычно носят полное сари.

Сари известно под разными именами в разных регионах Индии. В Керале белое сари с золотой полоской известно как каванис (kavanis) и его носят только по особым случаям. Простое белое сари носится повседневно и называется мунду (mundu). В Тамилнаде сари называют как пудавай (pudavai), а в Карнатаке — купсас (kupsas) [24] .

Лехенга-чоли (Гагра-чоли) [ править | править код ]

Гагра-чоли или лехенга-чоли — традиционная одежда женщин Раджастхана и Гуджарата. Пенджабские женщины также носят их и даже используют в некоторых народных танцах. Этот костюм является сочетанием лехенги, облегающего чоли и одхани (odhani). Лехенга — это форма длинной юбки, которая имеет складки. Обычно лехенга украшена или имеет большие полосы внизу. Чоли — это кофточка, обычно скрытая, которая прилегает к телу и имеет короткие рукава и глубокое декольте.

Женщины носят разные стили гагра-чоли, начиная от простых хлопковых лехенга-чоли как повседневная одежда и заканчивая традиционной гагрой с зеркальными украшениями, которую обычно носят на празднике Наваратри для танца гарба или полностью украшенную лехенгу во время брачной церемонии, которую надевает невеста.

Популярными среди незамужних женщин, кроме Шальвар-камиза, также являются гагра-чоли и ланга-одхани [25] .

Шальвар-камиз [ править | править код ]

Шальвар-камиз — традиционная одежда женщин Пенджаба, Харьяны, Химачал-Прадеша и Кашмира [26] , ставший наиболее популярным платьем для женщин. Шальвар-камиз состоит из широких брюк (шальвар), который сужен в районе лодыжек и туники (камиз) [26] . Его часто неверно называют «Пенджабский костюм» или просто «шальвар» на севере и «чуридар» на юге страны [27] . Женщины в большинстве случаев носят вместе с шальвар-камизом дупатту или одани (odani), чтобы покрывать голову или плечи [26] . Покрывание головы и плеч в Индии было введено мусульманами и происходит от Исламской эпохи и старо-персидской культуры. Такое явление обычно для Пакистана и Афганистана. Материал для дюпатты обычно зависит от костюма и, как правило, это хлопок, жоржет, шёлк и шифон. Это платье носит почти каждая девочка-подросток вместо западной одежды. Шальвар-камиз наиболее привычен для северо-западной части Индии. Многие актрисы носят Шальвар-камиз в фильмах Болливуда.

Индийская одежда обладает неповторимой уникальностью. Спустя многие тысячелетия истории, и побывав под гнетом различных культур и народов, индийцы сохранили свою самобытность. Традиционная женская одежда в Индии пестрит своим разнообразием и яркостью красок.

Традиционная женская одежда в Индии

Она невероятно удобна и элегантна. Каждый наряд неповторим и богат на украшения. Даже влияние западных течений не смогло отучить индийских женщин от их традиционных нарядов.

Самая известная традиционная женская одежда в Индии – это, конечно же, сари.

В древние времена сари состояло из 2 отрезков материи: первым отрезком обматывали бедра, а вторым накрывали грудь и плечи. Второй кусок материи назывался «дупатта». Его концы заправляли в юбку, завязывали сзади на спине или оставляли свободно свисать спереди.

Современное сари состоит из одного цельного отрезка ткани. Его длина колеблется от 5 до 12 метров. Ширина до одного метра. Сари может быть однотонным, либо с узорчатым бордюром по нижнему краю. Иногда бордюров может быть два – по верхнему и по нижнему краю сари.

Читайте также:  Ткань с печатным рисунком фото

Палу – край ткани, который перекидывают через плечо. Его стремятся богато украшать, поскольку по этой части сари окружающие оценивают красоту всего наряда.

Сегодня могут быть любых цветов и оттенков, а в древности придерживались определенных правил:

  • белое, без украшений носили вдовы.
  • желтое – женщина в течении первых 7 дней после родов.
  • красное, обогащенное золотой вышивкой, – свадебное сари.
  • синее носили женщины низших каст.

Гагра-чоли (лехенга – чоли)

Этот наряд очень нравится свободным, незамужним индианкам. Считается вечерним, праздничным нарядом. Гарга – длинная юбка. Чоли – короткая блузка. Раньше такой наряд носили только женщины с большим статусом в обществе. Сейчас гагра–чоли популярен во всем мире.

  • Традиционная индийская одежда для мужчин

    Индийская одежда для женщин

    Очарование Востока — одежда из Индии

    Во многих странах на сегодняшний день национальная одежда воспринимается всего лишь как культурное наследие, место которого в музее или на красочных традиционных праздниках. Но это точно не об Индии! Здесь национальная индийская одежда до сих пор в повседневном обиходе, причем практически не изменивший свои черты за прошедшие века.

    Свадебное платье в Индии всегда красного цвета

    Индийская одежда отличается самобытностью, красочностью и четко прослеживающимся единым стилем. Хотя в каждом штате существуют свои особенности окраски, вышивки и драпировки ткани, эти роскошные наряды невозможно с чем-то спутать.

    У индийских мужчин — своя мода

    Традиционная индийская одежда для мужчин

    Первой мужской одеждой в Индии была обычная набедренная повязка — лангот, потом появились дхоти, курта, чуридары. А теперь об индийских нарядах для мужчин поподробнее:

    • Дхоти — это длинная полоса ткани, которая оборачивается вокруг бедер, а один ее конец пропускается между ног, образуя своеобразные шорты
    • Курта — традиционная индийская рубаха длиной до середины бедра или до колен, которая составляет с дхоти единый ансамбль
    • Шервани — особый сюртук до средины бедра или даже ниже колен, который чаще всего надевают по случаю какого-либо торжества. Этот предмет одежды шьют из шелка или сатина, украшают драгоценными камнями и вышивкой
    • Чуридары — узкие штаны, своеобразного покроя, которые следует сочетать с другим элементом индийского костюма — шервани

    Шервани и чуридары не выходят из моды несколько веков Дхоти — всего лишь не сшитый кусок ткани, обернутый вокруг ног. А как красиво выглядит!

    Индийская одежда для женщин

    Один из самых утонченных и волшебных нарядов индианок — сари. Около 9 метров ткани, которые индийские женщины искусно драпируют на теле, создавая изящный силуэт. Самое удивительное, что в этой одежде девушки могут не только свободно передвигаться, танцевать, но и выполняют домашнюю работу, делая все это очень грациозно.

    Сари никогда не бывает обычным. Всегда есть элемент декора

    Сочетают сари с короткой кофточкой чоли, которая обычно шьется из той же ткани. Шелк, шифон украшаются вручную необыкновенными узорами — праздничное сари производит впечатление даже на обладателей самого взыскательного вкуса! Традиция ношения этого вида индийского женского наряда существует уже несколько тысяч лет. Сари может по праву считаться национальным достоянием Индии.

    В Индии традиционную одежду носят около 80% женщин

    Еще одна популярная индийская одежда для женщин — сальвар камиз — комплект из широких штанов типа шаровар и удлиненной туники. Шьют наряд из абсолютно разных тканей — от хлопка до шелка.

    Этот вид одежды появился в Индии около 500 лет назад

    Часто эта одежда дополняется накидкой, которая носит название дупатта или чуни. Этот подходящий по тону шарф накидывают на голову или носят на плечах. Существует множество способов драпировки дупатты, так же как и способы надеть сари, они разнятся в зависимости от того в каком индийском регионе живет красавица.

    Сальвар камиз в Индии носят, в основном, работающие девушки

    Очарование индийской одежды

    Действие глобализации двояко: стирая культурные различия и границы между странами, она также дает нам возможность прикоснуться к волшебному миру Индии. Ни для кого уже не будет шоком увидеть девушку в сари или в индийских шароварах на вечеринке, улице города или торжественном мероприятии. Тем более что сейчас так легко купить одежду из Индии в интернет-магазине!

    Сари или сальвар камиз? У каждой индийской женщины свой любимый наряд

    Если вы решили примерить на себя образ, наполненный этническим колоритом, магазин IndiaStyle к вашим услугам — здесь вы найдете разные вариации роскошной национальной одежды, над созданием которой трудились лучшие индийские мастера. Кроме того, у нас вы можете купить и индийские украшения. Ведь образ должен быть завершенным.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector