Шапка у татар как называется

Шапка у татар как называется

Начнем с мужских головных уборов. В конце XIX – первой трети XX вв. у сибирских татар были распространены тюбетейки 3 видов, общей чертой которых было выкраивание тульи и верха отдельно, причем во всех случаях тулья представляла собой достаточно узкий и длинный прямоугольник, цельный или составленный из 2–3 деталей, или же имела форму низкой трапеции, сшивавшихся узкими сторонами.

Разница состояла в способах сшивания верха головного убора: 1) верх составлялся из различного количества (чаще всего 4) клиньев и имел форму невысокой пирамиды; 2) верх выкраивался в виде круга с вырезанным сектором и после сшивания приобретал форму невысокого конуса; 3) верх представлял собой круг и, в этом случае, тюбетейка имела вид усеченного конуса. Также общей чертой было наличие подкладки и, в той или иной степени, жесткой прокладки. Если собственно тюбетейка шилась, по возможности, из дорогих тканей – традиционно это были плюш, бархат, позднее вельвет, то подкладка выполнялась из простых хлопчатобумажных тканей (ситец, сатин, бязь, коленкор и пр.) практически любых цветов и рисунков, иногда совершенно не сочетавшихся с материалом верха. Цвета тюбетеек были преимущественно следующие: черный, коричневый, синий, зеленый, бордо, фиолетовый (последние 4 – темных, приглушенных оттенков).

В качестве жесткой прокладки использовалась бумага, картон, плотная хлопчатобумажная ткань, тонкий войлок (кошма). Дополнительное формообразование могло достигаться частой отстрочкой. Шили тюбетейки в зависимости от возможностей, на швейной машине или руках строчевым швом, чаще всего, черными хлопчатобумажными нитками. Последовательность операций при шитье была такова: после раскроя и, при необходимости, сшивания основных деталей из отдельных фрагментов, верх (макушка) соединялся с тульей по окружности, причем задний шов оставался несшитым.

После окончательной примерки этот шов также сшивался. Отметим, что подкладка подводилась не полностью под готовый головной убор, а отдельно соединялась с деталями верха (макушки) и тульи, если нужно, простегивалась, а после выполнения шва, соединяющего верх и тулью, детали подкладки подворачивались и соединялись ручным швом «через край». Если тюбетейки украшались вышивкой, в т.ч. и бисером, нашитыми монетами и бляхами, то это выполнялось перед соединением верха с подкладкой и жесткой прокладкой. Простегивание же осуществлялось после того, как изготовление тюбетейки было, в основном, завершено, но детали подкладки не соединены.

В качестве примера тюбетейки первого вида (с верхом из отдельных клиньев) можно привести тюбетейки среднеазиатского происхождения из черного сатина с вышивкой белыми нитками мотива бодом («миндаль»), калампур («перец») или «огурец» на каждом из 4 клиньев верха и мотива мехроб («арка») на тулье. Такого рода тюбетейки сами сибирские татары называли «узбекскими», каковыми они по сути и являются, они довольно широко распространены у всех групп тоболо-иртышских татар, что, безусловно, связано с развитием как торговых отношений в регионе, так и с тем, что это был мусульманский головной убор, хотя и «нетатарский». В литературе такие тюбетейки принято определять как ферганские, или чустские.

Как пример тюбетейки второго вида упомянем аракчин из вельвета светлокоричневого цвета на подкладке из хлопчатобумажной ткани коричневого цвета. Этот аракчин хранится в фондах МАЭ ОмГУ (№15–39), куда привезен в 1976 г. из д. Утузы Тевризского района Омской области (даритель – А. Чамалетдинов). Тулья этого аракчина для жесткости проложена картоном, верх выкроен в виде круга с вырезанным сектором, а весь головной убор украшен вышивкой тамбурным швом хлопчатобумажными нитками бежевого, бордо, голубого и зеленого цветов. Орнамент вышивки стилизованный, растительный, в виде розетки, окруженной завитками и волнистыми линиями.

Тюбетейки последнего 3-го вида по степени распространенности в значительной степени превосходят тюбетейки 1-го и 2-го видов. Более того, можно достаточно уверенно сказать, что количественно 3-й вид тюбетеек просто перекрывает первые два.

В готовом виде чаще всего приобретались тюбетейки среднеазиатские, а также бархатные головные уборы с золотым шитьем, привезенные из Поволжья или изготовленные в Сибири по тем же образцам – по способу раскроя мы относим их к 3-му виду тюбетеек (в виде невысокого усеченного конуса).

Зимние мужские головные уборы сибирских татар зафиксированы в основном двух типов: 1) круглые «татарские» шапки и 2) шапки-ушанки «как у русских». Первый тип зимней шапки известен нам в большинстве своем под названием токья или такья, такое название информаторы считают «сибирским». В то же время встречается и термин бурек (пурек), но он четко выделяется как «казанский». Собственно, два этих термина существуют практически равноправно и вполне естественным считается такое определение: «шапка – токья по-сибирски, или бурек – так по-казански». Кроме того, такая шапка могла называться и шэпкэ (т.е. просто «шапка»), причем в этом случае название также считалось «сибирским».

Раскраиваться шапки 1-го типа могли, по меньшей мере, двумя способами, но внешне они выглядели совершенно одинаково – остроконечные с меховой оторочкой (кырбулла такья – «шапка с краями»). Шапка состояла из тульи и околыша (отворота). Тулья в первом варианте (и он был наиболее распространенным) выкраивалась из 4 треугольных клиньев и имела в сшитом виде вид невысокой четырехугольной пирамиды. Именно таким образом выкроена шапка шэпкэ, хранящаяся в МАЭ ОмГУ (№45–55), привезенная из д. Еланские Вагайского района Тюменской области. Шапка эта выполнена из черного бархата на сатиновом подкладе с утепляющей прокладкой из ваты. Бархатный верх и сатиновый подклад выкроены одинаково – из 4 треугольных клиньев высотой 15 см. Оторочка выполнена из полоски меха колонка шириной 6 см. Эта оторочка пришита вручную, а остальные швы шапки выполнены на швейной машине.

Второй тип зимних головных уборов – шапки-ушанки, получил распространение лишь с первого десятилетия ХХ в., но эти головные уборы относительно быстро «прижились» и к концу рассматриваемого периода успешно сосуществовали с традиционными шапками такья. Разница в их применении состояла лишь в том, что шапки-ушанки практически никогда не использовались как праздничные, а также как головные уборы лиц старшего и среднего возраста, здесь безусловное первенство принадлежало шапке такья. Покрой шапки-ушанки был совершенно таким же, как и у окружающего русского населения (почему шапки и определялись как «русские»), они шились либо из меха целиком (заяц, волк, лиса), причем мехом внутрь, либо крылись преимущественно сукном. Для изготовления шапки-ушанки раскраивались следующие детали: верх круглой формы, тулья, козырек (налобная часть), затылочная часть и уши (иногда цельнокроенные с затылочной частью).

Зимние шапки, полностью или частично меховые, шили мастерицы-«шапочницы» – тахьяце (такьяце, тахьяче). Например, в первой трети ХХ в. в д. Ашеваны Усть-Ишимского района была известна мастерица Тойра Чамалетдиновна Чамалетдинова (1896 г.р.), местная татарка, заказы которой поступали не только от односельчан, но и со всей округи. За работу ей платили чаще всего продовольствием (яйцами, маслом и пр.). Шапки же из ткани шили в домашних условиях, как и шапки из овчины, не требующие в изготовлении особых навыков.

Состав женских головных уборов сибирских татар представлен тремя основными типами головных уборов – покрывалом, шапкой и головной повязкой. Головным убором типа покрывала мы называем различные виды платков – яулык (яулок) и шали – шэл.

Ношение платка или шали было обязательным для сибирской татарки, причем даже в сочетании с другими типами головных уборов (особенно это касалось замужних женщин). Дома во время работы по хозяйству женщины носили, чаще всего, недорогие ситцевые или коленкоровые платки небольшого размера. Их складывали «на угол» по диагонали и завязывали концы на затылке, причем свободный угол платка мог как оставаться распущенным, так прихватываться в узел. Узел при этом располагался почти на шее. Молодые женщины и девушки могли повязывать платок, надвинув его на лоб, при этом узел располагался выше, над косами. В д. Кайнаул Усть-Ишимского района Омской области встречается способ повязывания легкого платка «в роспуск» таким способом, что верхние углы заворачивались на затылок и завязывались. При этом плечи и часть спины оказывались прикрытыми платком. В любом случае платок повязывался достаточно низко на лоб, почти до самых бровей. Примерно такую же манеру повязывания головного платка можно встретить и у тобольских татарок.

При выходе на улицу поверх легкого платка набрасывался платок больших размеров и лучшего качества (по возможности). Он также сворачивался «на угол» по диагонали и концы его оставались свободными на груди, либо перекрещивались под подбородком и забрасывались на спину. В первом случае женщине рекомендовалось при встрече с мужчиной прикрывать нижнюю часть лица краем платка. Впрочем, уже для конца XIX в. закрывание лица стало чистой формальностью и приобрело характер скорее рекомендательный. Например, про тобольских татар первой половины XIX в. писали, что «женщины . носят покрывало и редко показываются на улице; но от русских не прячутся и у себя дома ходят без покрывала».

Читайте также:  Сон про елку

Шали (шэл, шэль, шаль) были распространены достаточно широко, но считались предметом роскоши и обладали ими не все женщины. Отметим бытование шелковых тканевых (евяк шэл), шелковых ажурных (мершитэ шэл), кашемировых (чачаклы шэл), а также зимних пуховых (момык шэл). Относительно первых скажем, что предпочтение отдавалось шалям с крупным цветочным или «восточным» узором, с бахромой или длинными кистями, ярких расцветок. О времени появления в комплексе одежды сибирской татарки шалей можно говорить достаточно уверенно, если вспомнить, что шали вошли в моду в Европе в конце XVIII в., в России их производство и массовое распространение в модном костюме начинается с начала XIX в. В народном костюме (в т.ч. и у сибирских татар) шали появляются в середине XIX в. Ажурные (белые, розовые, голубые) шелковые шали вошли в европейскую моду под названием «a la Taglioni» в 1830-х гг., в это же время распространились в России как модная новинка, но уже со второй половины XIX в. в большом количестве производились на фабриках страны.

Правда для массового производства использовались хлопчатобумажные мерсеризованные нити, дающие эффект блестящего шёлка. Присутствуют они не только в женской одежде сибирских татар. Такие шали были неотъемлемой частью костюма практически всех горожанок и зажиточных деревенских жительниц и не имеют отчетливой этнической окраски.

Шапки, как традиционный вид головного убора, были распространены у курдакско-саргатских татарок достаточно широко. Они упоминаются в качестве практически единственного головного убора (как зимнего, так и летнего) сибирских татарок в источниках даже для XIX в. Разница между зимним и летним вариантом в этих описаниях усматривается в наличии или отсутствии меховой опушки, а также наличии большего количества украшений на летних шапках. По форме своей уже в XIX в. шапки были плоскими или со сферическим верхом.
Второй тип женских головных уборов – шапки –представлен женскими и девичьими шапками. Характерная женская шапка кама токья в виде усеченного конуса, хранящаяся в МАЭ ОмГУ, привезена из с. Карагай Вагайского района Тюменской области. Шапка сшита дарителем, Латифой Юлташевной Бахтимировой (1911 г.р.) в 1931 году.

Девичьи шапочки, известные сибирским татарам в основном под названием калфак (колвак), зафиксированы 2 типов. Во-первых, это действительно шапочка, типа мужской тюбетейки в виде невысокого усеченного конуса, а во-вторых – маленькие колпачки, не надевавшиеся на голову, а прикреплявшиеся к ней. Эти шапочки (для удобства мы будем называть их калфак) явились прямым заимствованием у поволжских татар. Конечно, калфаки изготавливали и в домашних условиях, но следовали при этом готовым образцам. Основным материалом был бархат, желательно тонкий, хорошей выработки, на шелковой основе, насыщенных цветов – синий, зеленый, бордо, фиолетовый, иногда черный. Такие калфаки с золотым шитьем и бисером хорошо описаны в этнографической и искусствоведческой литературе.

Калфаки в виде наколок были в большей степени характерны для татар-переселенцев из Поволжья, от которых и были переняты коренными сибирскими татарками. Калфаки в виде шапочек в ряде мест носили название кабец, кабач, что позволяет предположить наличие у сибирских татарок специальных девичьих шапочек (схожих, судя по названию, с мужскими), которые к концу XIX в. были заменены казанским калфаком, сохранившим, однако, прежнее сибирское название.

Третий тип женских головных уборов сибирских татар – головные повязки. В МАЭ ОмГУ хранится сарауч, приобретенный в д. Ашеваны Усть-Ишимского района Омской области экспедицией ОмГУ в 1978 г. у курдакско-саргатской татарки М.А. Сайфуллиной и сорооч, привезенный из д. Большемурлы Большереченского района Омской области.

Такой головной убор носили исключительно замужние женщины в комплексе с большим платком или шалью, которые свободно набрасывались поверх повязки, причем концы их могли либо оставаться свободно на груди, либо один угол платка (шали) закидывался на плечо. Сарауц надевали впервые на женщину во время свадебной церемонии и это, пожалуй, единственное отличие в женской и девичьей одежде. Головные повязки могли быть изготовлены как в домашних условиях, так и приобретены в готовом виде. Интересно, что если декоративная полоса ткани на сарауц была вышитой, то техника вышивки (золотое шитье) и орнаментальные мотивы практически полностью совпадали с декором шапочек калфак, которые выполнялись мастерами-золотошвеями в Поволжье либо в Сибири по тем же образцам. Эта вышивка выполнялась в основном на бархатной основе, причем бархат использовался высоких сортов, тонкой выделки, который производился в Средней Азии, Иране, Турции, Индии, Западной Европе.

Характерная рельефность шитья достигалась использованием системы плоскостей; центральные мотивы выделялись высокой прокладкой (цветы, бутоны), а другой живописный уровень составляли ветви и листья. Основным технологическим приемом вышивки была гладь «вприкреп», когда заполняется только лицевая сторона изделия. При вышивании использовали пряденую золотую нить (туго навитую на шелковую или бумажную основу узкой полосы металла), канитель (скрученную в виде полой спирали тонкую золотую или серебряную нить, трунцал (тат. михак) – скрученную в пружину плоскую металлическую нить, а также волоченую плоскую нить, которая в русском золотошвейном деле называется бить, а у татарских мастеров используется бухарский термин сим. Все это сочеталось с применением стразов, бисера и стекляруса. Прекрасный экземпляр такого головного убора тарских татар хранится в Большереченском историко-этнографическом музее Омской области.

Строго говоря, сарауц (сорооч, сарауч) является не столько головной повязкой, сколько архаичным каркасным женским головным убором, ведущем происхождение от древнего иранского женского чалмообразного головного убора, и появление его в комплексе традиционной одежды татар Западной Сибири можно связать с участием в их этногенезе групп угорского населения, массовая ассимиляция которого началась, в частности, в лесном Прииртышье с начала XIII в..

Источник: Елена Смирнова. «История и культура татар Западной Сибири», Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2015. – 728 с. + 56 с. цв. вкл.
скачать dle 12.1

Метки

Рубрики

  • Национальный костюм (199)
  • финский костюм (1)
  • Греческий костюм (1)
  • Алжирский костюм (1)
  • Костюм Шотландии (1)
  • Венгерский костюм (1)
  • Австрийский костюм (3)
  • Армянский костюм (1)
  • Белорусский костюм (1)
  • Бельгийский костюм (1)
  • Болгарский костюм (2)
  • Вьетнамский костюм (1)
  • Голландский костюм (1)
  • Дания-костюм (1)
  • Индийский костюм (2)
  • Испанский костюм (10)
  • Итальянский костюм (5)
  • Китайский костюм (12)
  • Корейский костюм (4)
  • Костюмы кавказских народов (1)
  • Латвийский костюм (1)
  • Мексиканский костюм (1)
  • Монгольский костюм (2)
  • Мордовский костюм (1)
  • Народы Кавказа в национальных костюмах-худ.М.Тильк (2)
  • Немецкий костюм (18)
  • Нидерландский костюм (6)
  • Норвежский костюм (1)
  • Польский костюм (4)
  • Португальский костюм (2)
  • Румынский костюм (1)
  • Русский костюм (67)
  • Татарский костюм (2)
  • Турецкий костюм (1)
  • Украинский костюм (13)
  • Французский костюм (9)
  • Шведский костюм (1)
  • Швейцарский костюм (2)
  • Эстонский костюм (3)
  • Японский костюм (11)
  • Вышивка.Кружево. (7)
  • Миниатюры (2)
  • Cigarette Cards (0)
  • Leibig cards (5)
  • Ботаническое (19)
  • Бродилки (4)
  • Военный костюм (26)
  • Декор (20)
  • Для дневника (117)
  • Животные (31)
  • Игральные карты (10)
  • Иллюстрации (99)
  • Искусство (379)
  • Исторический костюм (33)
  • история (74)
  • Китай-фото (123)
  • Китайская живопись (102)
  • Клипарт (23)
  • Клипарт-девушки 3D (4)
  • Коллаж в Корел (71)
  • Коллаж в ФШ (30)
  • корея (16)
  • Кошки (13)
  • кулинарные рецепты (11)
  • Маски ФШ (6)
  • Мода (28)
  • Натюрморт (37)
  • Орнамент (21)
  • Открытки (48)
  • Программки (42)
  • Птицы (35)
  • Рамки (1)
  • Рукоделие (2)
  • Скрап-наборы (18)
  • Старинные Манускрипты (7)
  • Театральный костюм (14)
  • Уроки PSP (3)
  • Уроки ФШ (69)
  • Фильтры ФШ иPSP (15)
  • Фото (85)
  • Фракталы-фоны (3)
  • Цветы (27)
  • Япония (78)
  • Японское исскуство (57)

Цитатник

Фотонатюрморты с птицами Олега Хромушина https://i8.wampi.ru/2019/10/19/73accd964338ffea7e1f5a.

Художник Никиреев Станислав Михайлович. Галерея художника: http://www.nikireev.com/ Народн.

Раскрашиваем чёрно-белые фото в цветные онлайн Всем Здравствуйте. Уверена, что все .

7 сочетаний клавиш, которые сделают вас знатоком клавиатуры. Почти каждый из нас уверен, что от.

Фарфор, учитель и любовь. Художница Щекатихина-Потоцкая, супруга Билибина. https://img-fot.

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Вторник, 11 Декабря 2012 г. 15:18 + в цитатник

Ой красота! Татарские народные головные уборы.

В традиционном татарском костюме головные уборы по праву занимают особое место. Об их великом разнообразии и большом декоративном значении говорил этнограф Н. И. Воробьёв, профессор, автор изданного в 1953 г. фундаментального труда «Казанские татары».

В группе женских головных уборов мы выделим богато украшенный праздничный калфак, имеющий несколько вариантов и разнообразный по материалу изготовления и способу декорирования.

Этот девичий головной убор, бытовавший среди татарок в XIX – начале XX вв., по своей форме представлял, как это ни прозаично, простой колпак. Именно так называет его Н. И. Воробьев.

Калфак, вязаный из белых ниток на спицах вкруговую, «чулком», складывался пополам, одна половина вставлялась внутрь другой так, что форма старинного убора напоминала трикотажную спортивную шапочку с треугольным верхом, к вершине которого пришивалась кисть.

Калфак, вязаный из белых ниток и достигавший в длину семидесяти сантиметров, надевали на голову, надвигая на лоб, а конусообразный конец, откидывали назад или слегка набок. В комплекте с таким калфаком носилась налобная повязка укачачак, которая и являлась его основным украшением.

Надо сказать, что уже в первой половине XIX в. традиционный девичий калфак имел варианты фасона и отделки. Например, появились калфачки из трикотажного полотна с поперечными цветными полосками. Головной убор молодой девушки из семьи состоятельных горожан богато украшен: вся его поверхность покрыта вышивкой, а в свисающей на лоб золотой бахроме видны также нитки жемчуга.

В уборе городских красавиц укачачак, которую прежде повязывали сверху, пришита и украшает калфак по периметру. Золотой и серебряной бахромой часто бывает обшита не только налобная, но и ниспадающая назад часть убора; покачивающаяся масса сверкающей металлической бахромы, местами унизанной бусинами и жемчугом, создает при движении шумящий эффект, вторя легкому позвякиванию закрывающих волосы накосников-чулп, длинных серег, воротниковых застежек с подвесками.

Двухцветные калфачки также шились из полосок бархата, в их украшении дошла до наших дней редкая «ушковая» техника тканевой аппликации. Особым образом сложенные крошечные кусочки цветного шелка напоминают треугольные «ушки», – ими выкладываются пышные многолепестковые цветы и бутоны, с сердцевинками из блесток и жемчуга на золоченых и жемчужных стеблях.

В каждом ярусе массивного калфака расположена оригинальная цветочная композиция, стыки бархатных полос замаскированы цепочками из лиххака – скрученной в пружину металлической нити. Интересно, что прославленный татарский калфак был, по сути, нижним головным убором, то есть не носился автономно, а обязательно дополнялся покрывалом или платком.

В девичьем варианте калфака отчетливо выражена его первоначальная функция волосника. В костюме замужней женщины головной убор должен был закрывать не только волосы, но также шею, плечи и спину.

Традиционный калфачок видоизменялся, во второй половине XIX в. его стали шить преимущественно из однотонного бархата, а налобная повязка трансформировалась в расшитый околыш на жесткой основе (тонкий картон; бумага, простеганная с тканью).

Миниатюрные калфаки-наколки – особая разновидность старинного убора, вошедшая в моду в начале XX в. в сочетании с фабричным платком; среди казанских татарок они были распространены повсеместно.

Промысел, организованный предпринимателями-татарами во второй половине XIX в. в Казани, обеспечил быстрое и широкое распространение бархатных калфаков в разных регионах с компактным проживанием татар. О хорошо воспринятых модных тенденциях можно судить по фотографиям того времени, на которых небольшой бархатный калфачок неизменно увенчивает прическу горожанки. В Казани было несколько крупных золотошвейных артелей, в том числе производивших женские калфаки для «ичижно-каляпушного промысла».

В коллекции Музея изобразительных искусств РТ (Казань) хранятся два редких образца – шитые золочеными нитями бархатные калфачки-наколки с марками торговой фирмы «Исхак Карташев в Казани» (надписи сделаны как кириллицей, так и старинным татарским письмом на основе арабской графики). Бумажная марка, наклеенная на подкладку, не только указывает имя производителя, но и содержит сведения о содержании серебра в золоченой нити — 94%. На её качестве стоит остановиться особо, поскольку поверхность, выложенная серебряной, тонко золоченной нитью, не имеет однородного слепящего блеска, но таинственно мерцает.

В узорных композициях околышей и верха закрепились, стали традицией многие декоративные мотивы и схемы. Излюбленные букеты и отдельные цветочные мотивы сочетаются с полумесяцем и звездами, фор­мируют цветущие кусты с изображениями животных, бабочек и птиц. Особенно популярным был мотив «золотое перо» с плавно изогнутой и вбирающей все разнообразие мотивов ветвью, которая украшала вер­хнюю поверхность больших калфаков из бархата. Этот мотив имел обычно глубокий темный тон – красный, синий, фиолетовый, зеленый.

Обращаясь к старинным образцам, мастерицы создавали в традиционных композициях новые акценты, умело используя нити серебряные и золотые, плоские и фактурные, а также блестки разной формы. В орнаментации околышей, восходящей к древней традиции украшения налобной части женского головного убора, еще прослеживаются компоненты, связанные с прежней охранительной функцией. Таковы узкие околыши, заполненные спиралями, побегами, листьями и завитками.

В высоких налобниках поздних калфачков-наколок узор укрупняется, самостоятельную ценность приобретает повторенный трижды сложный мотив или отдельная композиция. Шитые золотом казанские калфачки ныне украшают коллекции многих музеев России.

Если интересно, в метке *костюм* можно полистать и найти еще ранние интересные посты про народные костюмы России, там есть фотки музейных экспонатов — красивые богатые костюмы, в том числе и татарские.

А это сайты по теме может кому-то пригодится:

А теперь невероятно красивые богатые старинные и стилизованные под старину татарские национальные костюмы, женские калфаки и мужские тюбетейки. Всё так ярко, бархатно, шелково, расшито и вышито. Полюбуемся =))

В национальном костюме стандартно отражаются мастерство людей, индивидуальные черты, характер, эстетические вкусы, трепетное отношение к природе. Наиболее ярко это проявилось в колоритных, богатых традиционных нарядах татарских мужчин и женщин. Их одежда восхищает красивейшим орнаментом, тканями насыщенных «восточных» цветов, высокохудожественными аксессуарами и украшениями. Испокон веков татарский национальный костюм являлся значимым индикатором социального положения, возраста человека, отражал тайны и традиции народа. Несмотря на то, что сегодня он используется преимущественно для празднований, торжеств, выступлений, уважительное и трепетное отношение татар к наряду остается прежним.

Читайте также:  Маска для волос лонда профессиональная желтая

Немного истории

История создания современного татарского национального костюма берет начало с 18 века, хотя, по мнению многих историков и исследователей, основные характерные черты одежды начали зарождаться еще во времена Средневековья. Достаточно обширное понятие «костюм» совмещает в себе вещи, которые носили не только в Татарстане, но и в Поволжье, Казани, Крыму. На формирование наряда повлияли образ жизни, местность, традиции, религия, а в особенности восточные мотивы.

Согласно поверьям, душа умершего покидала тело через отверстия и дыры в одежде, поэтому татары очень щепетильно относились к этим элементам. Для циркуляции положительной энергии и близости к природе любого рода вырезы обрабатывали специальными узорами, изначально это были стрелы, впоследствии они сменились спиральками и завитушками. Кроме этого, полотно покрывали орнаментом, который использовался в качестве оберега. Наносили его лишь на определенные места: максимально плотно узоры располагали на верхней части женского наряда, ведь именно грудью каждая мать вскармливает детей, зона таза считалась особо интимной, поэтому ее ничем не украшали.

Наряд шили с применением меха, натуральной мягкой кожи, дорогостоящего сукна. Обувь и шапки подбирались с учетом погодных условий. Активно использовались ювелирные украшения с крупными камнями, бисером, перьями, шнурками, дорогими металлами. Полностью собранный комплект был многофункциональным и вариативным, подходил для праздников и будней, конных поездок, кочевой жизни, широко применялся во время исполнения национальных танцев.

На сегодняшний день национальный наряд используется в народном творчестве, на праздниках, для выступлений на сцене.

Особенности

Основными элементами национального костюма являются длинная рубаха (кулмэк), распашной халат, шаровары (ыштан). Для девушек шились нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек) и татарский фартук, который скрывал открывающийся при движении или танце вырез на груди. Одежда должна была быть свободной, однако в женском образе всегда присутствовал акцент на талии.

Краткое описание особенностей традиционного наряда:

  • широкая рубаха, которая не подпоясывается: для мужчин — по колено, для женщин — до щиколотки;
  • штаны: для татарина они могли быть полосатыми, женский вариант всегда был однотонным;
  • верхняя одежда, которая была выполнена из разных материалов, соответственно, называлась по-разному: камзол, казакин, бишмет, чабулы чикмен, чабулы тун; для воскресного и праздничного посещения мечети мужчинам шился чапан, а на верхней одежде татарки присутствовали декоративные строчки, мех, кожаные вставки, позумент, вышивка.

Несмотря на всю яркость и колоритность, татарский костюм не отличался разнообразием цветов. В основном использовали вишневый, белый, темно-бордовый, желтый, зеленый. Оттенок одежды определял возраст, благосостояние, семейное положение человека.

Белый цвет у татар символизирует старость и траур. Поэтому светлые наряды было принято носить пожилым людям или посещать в таких одеяниях похороны.

Наряд и головной убор, особенно праздничный вариант, украшали золотыми и разноцветными нитями, бусинами, монетами, бисером. Узоры на одежде носили мотивы животного или растительного мира, что показывало уважение народа к природе и всему живому.

Читайте также:  Дизайн ногтей бордовый с белым

Повседневные наряды

Повседневный костюм татар выполнялся в минималистичном стиле, все элементы свободно надевались. Домашним головным убором татарки был платок, а у мужчин — тюбетейка. Также в национальном образе присутствовали особые украшения, которые позволяли внешне определить финансовое состояние человека и его статус в обществе.

Одежда

Штаны, рубаха, верхняя одежда имели различную длину, ширину, декор и изготавливались из бюджетных или дорогих тканей. Каждый традиционный элемент свободно садился по фигуре: рукава были широкими, подол юбки развевался, камзол был на запах. Отличия повседневного наряда по половому признаку:

  1. Национальные костюмы татарок изготавливали из хлопка, шелка, парчи, бархата, льна. Длинная рубаха напоминала платье, у крымских татар она дополнялась воланами и трапециевидным силуэтом, который скрывал крупные бедра девушки. Широкий халат, камзол или безрукавка запахивались на правую сторону, их длина была до середины бедра. Для украшения одежды и головных уборов использовали тесьму, бисер, кружево, монеты, яркие ленточки.
  2. Мужской наряд шили из хлопка, льна, шерсти, шелка. Рубаха до колен имела боковые клинья, вырез для головы, она ничем не подпоясывалась. Верхняя одежда запахивалась, подпоясывалась лентой из шелка, хлопка или бархата. В качестве декора по подолу камзола использовали цветочные узоры или декоративные швы из серебристых, золотистых нитей.

По богато отделанному мехом татарскому национальному костюму определялось состояние семейной пары, их положение в обществе. Наиболее ценными видами считались бобер, соболь, песец, куница, черно-бурая лисица.

Головные уборы

Обязательным элементом традиционного татарского костюма считался головной убор. Девушки носили на голове многослойную «конструкцию», состоящую из следующих элементов: ткань, покрывало, обруч, шапка или платок. С помощью последнего покрывало фиксировалось на голове.

Интересные факты о женских головных уборах:

  1. Для девочки и юной девушки предлагались однотонные шапочки (бурек), изготовленные из плотной ткани или меха.
  2. В деревнях татарка носила вязаный калфак из белой ткани, городские девушки предпочитали изделие из дорогих шелковых нитей в полоску.
  3. Замужние дамы прикрывали головным убором не только волосы, но и шею, тело.
  4. Треугольные, прямоугольные, квадратные покрывала носили пожилые женщины.

Головной убор мужчин состоял из двух частей: нижняя (для повседневной домашней носки) и верхняя (предназначенная на выход). Для дома использовалась мужская тюбетейка, которая прикрывала только макушку. Поверх небольшой шапочки носили войлочные или тканевые шляпы, бурек, чалму. Яркие тюбетейки с орнаментом, выполненные из дорогих тканей, предназначались для молодых парней. Взрослые и пожилые татары выбирали однотонные шляпы. Тюбетейки Бурек Калфак Девушки в национальных татарских головных уборах

Обувь

Татары круглый год носили сапоги. Для лета использовалась более мягкая кожа, в зимний период обувь набивали овчиной, ватой. Под сапоги, валенки, калоши надевались чулки из сукна или шерстяных ниток. В основном их шили белого цвета.

Название традиционных татарских сапог варьировалось:

  • читек шили из мягкой кожи, предназначались они для выхода в свет, узорчатые екаюлы читек, выполненные в мозаичной технике, надевали на праздники и танцы, такую обувь могли себе позволить зажиточные горожане или духовенство;
  • черные ичиги из кожи предназначались для повседневной носки, у женщин они были короче, чем у мужчин;
  • чабата напоминали лапти, считались рабочей обувью.

Любая татарская обувь имеет характерную особенность: задранные кверху носки. Согласно древнему поверью, родную землю царапать нельзя.

Также татары зимой носили валенки, для работы по дому надевали калоши. Для праздника, танцев выбирали туфли. Женский вариант был с узорами, аппликацией, вышивкой золотыми нитями, часто дополнялся небольшим каблуком. Читек Ичиги Чабата Татарская национальная обувь с загнутым носом

Аксессуары

Основными мужскими аксессуарами считались перстни с большими камнями, печатки, для статусной женщины предлагался накосник (головной убор). Обязательная часть народного костюма — пояс с большой пряжкой. Необычным украшением считалась перевязь — так называется вышитая тканевая лента, которую перекидывали через плечо. Если девушка придерживалась ислама, в ней были специальные кармашки для хранения молитв.

Для дополнения повседневного или праздничного образа женщины всегда носили серьги в виде колец или с большими камнями, кисточками из бисера. Колье было массивным и скрывало слишком откровенный вырез на женской рубахе, а также скрепляло между собой основные элементы традиционного татарского костюма. Под влиянием россиян, кавказцев, азиатов в шкатулки с украшениями модные девушки добавили трехбусинные серьги, носовые кольца. Печатка Накосник Пояс Серьги Перевязь Монисто Трехбусинные серьги Носовые кольца

Детские костюмы

Детская одежда для новорожденных шилась из натуральных тканей, которые позволяли сохранить тепло и не запревать малышу. Как только сыновья и дочки взрослели, татарский народный костюм приобретал гендерные различия. Для девочек использовали красный, бордовый, зеленый или синий цвета. Одежда была многоярусной, но обязательно закрывающей шею и руки, выполненной в макси длине. На голове — национальный головной убор с длинной, доходящей до середины спины, полупрозрачной вуалью.

Костюм для мальчика должен быть темно-синим, коричневым или черным. Рубаха удлиненная, широкая, рукава дополнены манжетами. Обязательно присутствие камзола. Брюки широкие, выполненные в контрастном с верхней частью цвете. Начиная с 5–6 лет, на рубаху и камзол наносились декоративные элементы: вышивка, ленты, бисер. Подростковый и юношеский наряды не отличались от взрослой одежды.

Праздничная национальная одежда

В национальном костюме для празднования всегда наблюдалось изобилие украшающих элементов, такое одеяние шилось из дорогих тканей, даже сегодня оно выглядит шикарно. Особое место в гардеробе отводилось свадебному платью. Согласно традициям, выполнялось оно из материалов вишневого, зеленого, бирюзового, светло-голубого цветов. А вот в современном исполнении встречаются уже и белые наряды, которые в 18–19 веках считались траурными. Обязательные условия — закрытость платья и длина макси. На голову девушки надевают полотно или расшитый калфак. Для жениха предлагается синий костюм, на нем много узоров, атласных лент, меховой ворот. На ноги молодоженам надевают узорчатые сапоги, выполненные в мозаичной технике.

Современный жених может позволить себе надеть обычный европейский костюм, при этом украсить его атласными лентами, орнаментом. Вместо пиджака татарские свадебные образы дополняют бархатным камзолом с коротким рукавом.

В татарском костюме для танца присутствует жилетка-разлетайка, отороченная мехом, или укороченный камзол. На голову танцовщик надевает шапочку с кисточкой или покрывалом. Наряд обязательно должен быть свободным, а подол хорошо расправляться во время активных движений.

Цветовая гамма и декор

Цветовая гамма татарских костюмов имела небольшие различия по возрасту и гендерному признаку. Мужчины и мальчики старше 5 лет преимущественно носили черные, темно-синие или бордовые камзолы, штаны, рубахи. Девушкам и женщинам предлагали зеленую, голубую, красную, вишневую, желтую повседневную и нарядную одежду. В наряде за основу брали один темный цвет и дополняли его более светлыми оттенками из той же цветовой палитры.

Для пошива татарской одежды применялись декоративные швы, выполненные золотистыми, серебристыми, красными, зелеными нитками.

Отделка ткани выполнялась с помощью растительного орнамента, который был позаимствован из восточной культуры. Асимметричные узоры, рассыпанные по наряду, принято разделять на следующие группы:

  • степь — на одежде преобладают мак, незабудки, тюльпаны;
  • луг — в наряде используют ромашки, васильки, колокольчики, ирисы, землянику, ландыши;
  • сад — на подол камзола, рубашки, шапок наносят рисунки астр, роз, пионов, нарциссов.

Также использовали волны, сердечки, полоски, треугольники. Очень часто на татарском наряде вышивали один и тот же узор, но разными нитями. Такая техника создавала полихромность и минималистичность костюма.

Современная интерпретация

Современный костюм — это больше стилизация, нежели традиционный наряд в чистом виде. У него более яркие цвета, которые выглядят броско, нарядно и привлекают к себе внимание на традиционных гуляниях, во время исполнения танцев. Обязательными элементами стилизованного народного костюма остаются богатый растительный орнамент, дорогие ткани, калфак. Шапочка может иметь более современные формы, шьется она в тон платью или жилетке-разлетайке.

Современные девушки преимущественно носят длинные платья А-силуэта с воланами на рукавах, воротником-стойкой. Фасон может варьироваться, но закрытость наряда до сих пор является обязательным условием. Головной убор при этом остался неизменным. Современный татарин носит широкие штаны и камзол, иногда используется пояс, которым подпоясывают рубаху. Мужской костюм практически не претерпел изменений, разве что выглядит он куда более стильно и уместно для модных веяний 21 века. Хотя все больше наблюдаются тенденции европеизации повседневной одежды татар, национальный костюм все так же глубоко почитаем, ведь в нем ярко воплотились самобытность культуры и удивительное мастерство народного творчества, накапливаемые столетиями.

Видео

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector