Юбка карандаш википедия

Юбка карандаш википедия

Ю́бка (от фр. jupe , что от араб. جبة ‎, джубба — название традиционной мужской одежды) — предмет одежды, покрывающий нижнюю часть тела. Эволюционировал из набедренной повязки. Также юбка — нижняя часть женского платья от талии до подола. Юбка часто противопоставляется различным видам брюк на основании того, что она не закрывает промежности.

Содержание

История [ править | править код ]

Юбки были известны уже на заре человечества и носились как женщинами, так и мужчинами (см. каунакес).

Древний мир [ править | править код ]

В южных краях мужчины носили набедренные повязки, юбки и передники из пальмовых листьев. Основной одеждой древних египтян был передник схенти ( норв. ) , состоявший из полосы ткани, обернутой вокруг бёдер и укрепленной на талии шнурком. Схенти простолюдинов и фараонов отличалась лишь качеством ткани, их фасон оставался неизменным. В костюме фараонов поверх схенти дополнительно надевался передник из плиссированной ткани. В эпоху Среднего царства схенти удлиняется, выявляя пластические свойства ткани. Позднее фараоны и высшая знать носили длинные рубашки-калазирисы из прозрачной ткани, надевая поверх них драпированный схенти или комбинацию из двух схенти — из прозрачной и обычной тканей [1] . Ассирийцы носили рубашку-юбку из шерсти, хлопка или льна, называемую канди. Канди ассиро-вавилонского царя шился из ткани из белой шерсти ягнят. По длине этого вида одежды можно было определить степень знатности его обладателя. Известны изображения шумерских богинь (III тысячелетие до н. э.) в меховых юбках.

Среди многочисленных вариантов женской одежды Крита и Микен были и юбки, часто украшенные поперечными полосами, иногда составленные из отдельных клиньев или полностью состоящие из оборок. Сложный крой крито-микенской одежды по неизвестным причинам был полностью утрачен и не оказал никакого влияния на позднейший греческий костюм. В Древней Греции в эпоху архаики набедренная повязка у мужчин ещё сохранялась, в женском костюме, разделённом на две части — верхнюю и нижнюю, присутствовала прямая несшитая юбка, однако основными типами одежды в доклассический период стали гиматий, хитон и пеплос [1] .

В женском этрусском костюме также присутствовало деление одежды на лиф с рукавами и юбку. Иногда, возможно это был повседневный костюм, юбка с широким поясом дополнялась накидкой [1] .

Шумерский мужчина в каунакес, около 3 000 до н. э.

Статуя Рамаата, чиновника из Гизе, носящего плиссированный египетский килт, около 2250 до н. э.

«Богиня Змей» или жрица, выполняющая ритуал. Статуэтка из Кносса. XVII век до н. э. Колоколообразная юбка. Оборки выполнены из плиссированной и гладкой тканей.

Средние века и Возрождение [ править | править код ]

В одежде юбка появилась в течение XV—XVI веков, когда сформировался новый принцип кроя одежды и юбка была отделена от лифа [1] [2] . Одним из элементов формирования модного силуэта стало изменение формы, длины, ширины юбки. В женском костюме многих народов Европы лиф поверх рубашки в сочетании с не очень длинной широкой юбкой сохранялся до конца XIX века [1] . В эту же эпоху из удлинённого заднего полотнища юбки формируется шлейф [3] , деталь, делающая фигуру стройней в соответствии с требованиями готической эстетики. Фаворитка французского короля Карла VII Агнесса Сорель поражала придворных тем, что «носила шлейфы, на целую треть превосходившие по длине шлейфы принцесс этого [французского] королевского дома» [4] . Из повседневного костюма шлейф исчез в начале XVI века, надолго оставшись частью лишь церемониального и придворного костюма.

В Италии в XV веке было распространено женское платье с узким небольшим по высоте лифом и отрезной юбкой, заложенной мягкими складками — так называемая гамурра. На протяжении всего столетия силуэт гамурры видоизменялся, оставаясь в то же время в разных вариантах одеждой для женщин из всех слоёв населения [1] . В начале XVI века женский костюм стал более пышным, однако юбка в сборку всё ещё сохраняла свою мягкую форму.

Испанский женский костюм с середины XV века постепенно сменил свою пластичную форму на более жёсткий силуэт. Нижняя юбка, получившая название «вердугадо», стала укрепляться вшитыми металлическими обручами (исп. verdugos ), верхняя же, имевшая колоколообразную форму, целиком повторяла контуры вердугадо. По преданию, такую юбку придумала для себя Хуана Португальская в 1468 году якобы для того, чтобы скрыть свою беременность [1] . Этот вид кринолина получил распространение только в аристократической среде. В конце XVI века произошло изменение пропорций костюма и ширина вердугадо увеличилась снизу. Во Франции от этого испанского названия кринолина возникло слово vertugadin (искажённое «vertu guardant» — «страж целомудрия» [2] ), так как расклешённая юбка, натянутая на жёсткий каркас, делала из женщины подобие неприступной крепости [2] . Одежда женщин из низших слоёв населения продолжала сохранять более мягкий силуэт испанского костюма середины XV века; юбка была либо присборена по талии, либо заложена круговыми складками [1] .

Читайте также:  Блондин золотисто красный

Во Франции до первого десятилетия XVI века сохранялся умеренный силуэт платья, сменивший экстравагантную готическую моду. Костюм аристократии испытал вначале влияние итальянское, став более пышным, а потом и испанское, переняв у своих соседей вердугадо. Испанский кринолин претерпел изменения, получив форму усечённого конуса и гораздо более широкий низ. На кринолин надевалась котт (соответствует современному платью), а поверх неё — роб (ещё одно платье, с расходящейся спереди юбкой, позволяющей видеть юбку котт). Роб и котт всегда выполнялись из тканей с отличающимися цветами и различной фактурой. Наиболее популярен был контраст между гладкокрашеной тканью роб и узорной котт. В конце XVI века костюм становится более громоздким, достигнув наибольшего увеличения объёмов всех своих частей во времена Марии Медичи. Под юбкой на уровне бёдер располагается огромный каркас-тамбурин [1] .

В Англии каркас для юбки котт выполнялся из клееного полотна, поверх котт надевался гаун — парадная одежда с расходящимися по́лами. Позднее, в конце XVI века, появляются фарзингейлы — плоские и очень широкие каркасы без передней части, позволяющие опустить далеко вниз мыс лифа. Избыток ткани юбки закладывался в поперечные складки и закреплялся мысом лифа, их расположение фиксировалось специальными прокладками, подшитыми к чехлу. Фарзингейл искажал реальные пропорции человеческой фигуры, создавая неестественный и непропорциональный силуэт (в частности, талия казалась чрезмерно тонкой, а ноги — чересчур короткими) [1] .

Платье и накидка со шлейфом. Иллюстрация из Манесского кодекса

Юбка-карандаш или узкая юбка, прямая юбка (англ. straight skirt , pencil skirt; фр. jupe crayon, la jupe droite) — это юбка прямого или зауженного книзу силуэта, облегающая бёдра, часто с разрезом или шлицей сзади. Классическая длина юбки-карандаша – до колена или чуть ниже колена.

Узкие облегающие юбки имеют длинную историю. Предшественницами современных юбок-карандашей считаются длинные узкие юбки, ставшие модными в начале XX века, создателем которых принято считать модельера Поля Пуаре (Paul Poiret), начавшего водить в моду подобные силуэты под влиянием балетных костюмов, увиденных в «Русских сезонах» Сергея Дягелева («Les Ballets Russes de Serge de Diaghilev»), проходивших во французском Théâtre de l´Opéra с 1907 года. После балета «Шехерезада» (оригинальное название «Шехеразада») премьера которого состоялась в Париже в 1910 году, Пуаре начал создавать экзотические туалеты в ориентальном стиле узкого и прямого, или зауженного книзу силуэта. В 1911 году модельер сделал низ юбки таким зауженным, что в моде появилось ироничное название «хромая юбка» (англ.- hobble skirt; фр. — la robe entrave, буквально — скованное платье). «Да, я освободил женщинам грудь, но сковал им ноги», — так комментировал появление своих новых моделей сам кутюрье.

Существует версия, что мода на хромые юбки появилась не из-за увлечения Полем Пуаре русским балетом начала XX века, а после того как два американца, братья Уилбур и Орвилл Райт (Wilbur Wright, Orville Wright), за которыми в большинстве стран мира признаётся приоритет изобретения и постройки первого в мире самолета способного летать, в 1908 году во время одного из экспериментальных полетов впервые пригласили в качестве пассажира женщину — Эдит Берг (Mrs Hart Berg), жену своего европейского агента. В открытой кабине самолета пышная юбка г-жи Берг неизбежно начала бы развиваться по ветру, что представляло опасность, так как ткань могла попасть в конструктивные элементы самолета и привести к аварии, поэтому братья Райт перевязали низ юбки своей пассажирки веревкой. То же самое проделывалось и в следующих полетах, если вмести с изобретателями в кабину садились женщины. Фотоснимки этих полетов облетели мировые газеты и журналы. Через некоторое время модельеры, в том числе и Поль Пуаре, вдохновленные увиденным, стали шить юбки с зауженными подолами, получившие название хромых юбок, так как они очень сильно сковывали движение. Модель, существовавшая в 1910 – 1914 годы, не стала самой популярной, но некоторые дамы все-таки решились надеть на себя хромую юбку, что вызвало в обществе целый шквал иронии, а в прессе появление ряда карикатур. Многие создатели одежды того времени, в том числе и сам Поль Пуаре, наряду с юбками зауженного книзу силуэта, начали делать более удобные длинные юбки прямого силуэта, доминировавшие в моде с 1910 года до 1914 года.

В российском журнале «Модный свет» 1911 года можно прочитать о фасонах юбок следующее: «Все новыя модели юбок делаются все еще очень узкими, хотя она все же шире, чем в прошлом сезоне. Никто не предполагал, что узкия юбки, которые в начале своего появления вызывали столько нападок и насмешек, будут господствовать такое долгое время и пользоваться таким успехом. Правда, поговаривали о необычайно широких юбках, даже о кринолинах, которые появятся на смену узким юбкам, но все эти предположения не оправдались – узкая юбка пока царит во всех моделях».

Читайте также:  Двойная шапочка спицами мастер класс

В 1920-е, 1930-е и 1940-е годы узкие юбки также присутствовали в женском гардеробе, хотя силуэт не был доминирующим. В 1940-е прямой силуэт был практически вытеснен юбками, расширяющимися книзу. И только с наступлением эпохи стиля Нью Лук (New Look), который появился благодаря легендарному французскому модельеру Кристиану Диору (Christian Dior), узкая женская юбка, получившая в дальнейшем название юбка-карандаш, обрела огромную популярность.

В своей первой коллекции 1947 года Диор представил два своих главных силуэта юбок, навеянных формами цветов – розы и ландыша. Знаменитые платья с пышными юбками были напоминанием о розах, а платья с юбками, облегающими бедра и зауженными книзу, соответственно о ландышах. Модели Кристиана Диора произвели настоящий фурор, ознаменовав наступление одного из ярчайших десятилетий в истории моды. В ряду самых модных вещей конца 1940-х и начала 1950-х годов был женский костюм с приталенным жакетом и узкой, (сужающейся книзу) юбкой длиной за колено. Подобные костюмы начали делать многие модельеры и производители одежды того времени.

В 1954 году Диор в одной из своих коллекций представил новый силуэт одежды, вошедший в историю моды как Н-line — примой и узкий. Узкие платья и юбки почти или совсем не сужались в области колен, их линия стала прямой. Немного зауженные книзу или прямые юбки стали неотъемлемой частью модного дома Диора. Костюмы с узкими юбками, начиная с конца 1940-х годов и на протяжении 1950-х годов, являлись одной из самых модных вещей десятилетия. Такие костюмы делали многие модельеры и производители одежды тех лет.

Собственно с этого времени в моду и вошла классическая юбка-карандаш, ставшая неотъемлемой частью женского гардероба.

Диор, конечно, не был изобретателем узкой прямой юбки, но он изменил ей пропорции, осовременил и сделал универсальной вещью на все времена.

В 1960-е годы, классическую узкую юбку не смогла вытеснить даже самая знаковая модель десятилетия мини-юбка. В этот период элегантные женщины продолжали носить знаменитое творение Коко Шанель (Coco Chanel) – твидовый костюм, появившийся в 1954 г. Несмотря на бесконечные модные эксперименты, сопровождавшие 60-е годы, юбка-карандаш и прямой короткий жакет оставались очень популярными во всем мире.

В 1970-е годы доминировали широкие формы, в начале десятилетия носили длинные узкие юбки с глубоким разрезом спереди. Но, тем не менее, классическая прямая узкая юбка не попала в полное забвение, оставаясь моделью для формального стиля.

В 1980-е годы, когда стал модным силуэт с широкими плечами, а в моде появилось понятие Power dressing, что буквально означало «силовой стиль», т.е. стиль одежды деловой женщины, сильной и уверенной в себе бизнес-леди, узкие юбки, являющиеся своеобразным противовесом для объёмного верха, обрели новую популярность. Длина юбок-карандашей в этот период стала более короткой, они оставляли колено открытым, или чуть прикрывали его.

В современной моде юбка-карандаш считается универсальной классической одеждой. Особенно востребована такая юбка в деловом стиле.

Если вы в восторге от юбки-карандаш, вам понравится замечательная история этого неподвластного времени фасона

В 1908 году выбранная Уилбуром и Орвиллом Райтами супруга их товарища миссис Берг стала женщиной-первопроходцем среди пассажиров аэроплана. Но цепи и воздушные винты крутились и поворачивались рядом с ее юбкой, взлетающей вверх. Тогда братья Райт обернули вокруг лодыжек девушки шнур во избежание беды.

Полет братьев Райт вдохновляет юбку

Это был знаменательный полет. Фотографии разошлись по газетам и журналам по всему миру, и открытки продавались быстрее, чем могли быть напечатаны.

Прошло совсем немного времени до того, как парижские дизайнеры переняли обвязанную веревкой юбку миссис Берг. Получивший название «узкая юбка», этот фасон распространился огнем.

К 1910 году узкая юбка была последним писком моды во всех модных столицах мира. Это был популярный наряд не только для женщин-«птиц», но и для всех, разбирающихся в моде. Некоторые шутя называли ее юбкой для предельной скорости.

Суженная вокруг колен, в отличие от юбки-карандаш, узкая юбка требовала тренировки, чтобы ходить в ней грациозно и создавала покачивание в походке своей владелицы.

Не долог был век исконной узкой юбки непрактичного кроя, вдохновившей позднее русалочьи платья, и в наши дни замечаемые на голливудских красных ковровых дорожках.

Первая мировая война выстилает путь для юбки-карандаш

Первая мировая война произвела сильный эффект на моду. От узких юбок быстро отделались в пользу практичных. Длина подола поднялась от пола до лодыжек и затем до икр в связи с нехваткой тканей. Брюки, которые по довоенным утверждениям были безобразными и непривлекательными, стали целесообразными для работающих женщин.

Читайте также:  Долихоморфный тип телосложения фото

Вскоре по завершении сражений в 1918 году суфражистки, наконец-то, добились избирательного права в Великобритании. Американки добились права голосовать в 1920 году.

После войны молодое поколение усомнилось в ценностях старшего поколения, в том числе не только в их политических взглядах, но и в их моде. Флапперские платья и заниженная линия талии стали последним писком моды в послевоенной молодежной культуре.

1940 год — Кристиан Диор знакомит всех с юбкой-карандаш

В 1940 году Кристиан Диор произвел первую юбку-карандаш, укороченный адаптированный вариант, вдохновленный пикантной формой узкой юбки 1910 года.

После не имеющих определенной формы платьев эпохи флапперов и десятилетий спрятанных голеней и лодыжек женщины немедленно подхватили соблазнительную форму классической юбки-карандаш. Самые ранние юбки-карандаш являли собой часть женского костюма, их носили с жакетом или туникой.

В итоге юбку-карандаш начали надевать с приталенными блузками и мягкими свитерами, подчеркивающими женственные формы затянутой талией и округлыми соблазнительными бедрами. Корсеты, когда-то заброшенные, вновь завоевали популярность для большего подчеркивания формы юбки-карандаш.

Замысел Диора наживался на том, чтобы нарядить женщин модно в послевоенном культурном движении. Вновь уставшие от одежды военных времен, женщины стали придерживаться более пикантного женственного образа. В эпоху послевоенного процветания готовое платье стало доступным. Практически все имели возможность позволить себе новую одежду.

Знаменитости влюбляются в юбку-карандаш

После появления классической модели Диор знаменитости влюбились в юбку-карандаш. В юбках-карандаш расхаживали известная звезда пинапа Бетти Пейдж (1923−2008), богиня экрана Ава Гарднер (1922−1990), Мэрилин Монро (1926−1962), Одри Хепберн (1929−1993), и она стала основным элементом классического гардероба принцессы Грейс (1929−1982).

Гардероб от природы светловолосой красотки был изысканным, очень простым и всегда сексуальным.

Самая первая модель журнала Playboy Мэрилин Монро любила сдержанные рубашки, юбки-карандаш, брюки капри, тонкие шелковые платья и мягкие свитера.

В киноленте 1959 года «В джазе только девушки» есть потрясающая сцена, в которой Мэрилин плавно проходит мимо Тони Кертиса и Джека Леммона на вокзале. На ней юбка-карандаш. Они наблюдают за ней с трепетом с открытыми ртами.

И тут Леммон восклицает: «Посмотри на это! Посмотри, как она двигается!» — мнение, благодаря которому юбка-карандаш существует и популярна десятилетиями.

Влюбленная в юбки-карандаш вне сцены, Одри Хепберн появилась в юбке-карандаш в классической ленте «Завтрак у Тиффани», спровоцировав очередную волну их популярности. Платье с юбкой-карандаш станет позже известно просто как обязательный предмет гардероба под названием «маленькое черное платье».

Юбки-карандаш становятся мини

Один из влиятельнейших дизайнеров 60-х Джон Бейтс подбирал наряды для таких знаменитостей, как Твигги, Джин Шримптон, Дасти Спрингфилд и Дайана Ригг в сериале «Мстители». Бейтс создавал мини-юбки раньше многих дизайнеров, хотя он и не самый известный из них.

В 1964 году Курреж тоже разрабатывал короткие юбки-карандаш, тоже не снискав широкого одобрения. Однако его модели вдохновили Мэри Куант, которая стала наиболее известной благодаря созданным ею в 1960-х мини юбкам-карандаш.

К 1966 году Куант выпускала короткие юбки-карандаш на 15−18 сантиметров выше колен. Изобретение колгот, которые можно сравнить с сегодняшними женскими «колготками», сделало возможным ношение коротких юбок-карандаш. Больше никаких беспокойств на счет чулок, выглядывающих из-под коротких юбок.

Юбка-карандаш в 1980-х

Юбка-карандаш исчезла на несколько лет в 1970-х лишь для того, чтобы снова все заполонить в 1980-х.

Образ был более театральным; юбка-карандаш 1980-х часто дополнялась укороченным или с зауженной талией жакетом с объемными плечами с подплечниками. Другой популярный образ 1980-х — соблазнительная юбка-карандаш и едва заметная кофточка в тонкую полоску.

Хотя традиционные юбки и не исчезли полностью, на пике моды были юбки с леопардовым принтом, а также юбки-карандаш с принтом под зебру, из тканей металлик, кожи и с принтами фантастических расцветок.

Знаменитости, также как и модели ошеломляли образами с использованием юбок-карандаш в дуче 50-х. Такие артисты, как Мадонна и участницы группы The Spice Girls, появлялись в подобных образах, в то время как классические модели, вроде Шерил Тигс, носили классические юбки-карандаш в стиле Грейс Келли.

Юбка-карандаш в наши дни

В 90-е годы юбка-карандаш немного поблекла, оставшись в большей степени классической костюмной юбкой благодаря своим стройным контурам и отсутствию объема в купе с костюмным жакетом. В 2000-х многолетняя любимица вернулась.

Леопардовая юбка-карандаш 80-х от Yoana Baraschi и другие винтажные юбки 1980-х последний писк моды, вновь, так же, как и кожаные юбки-карандаш и джинсовые. Если вы наберете в поисковике «юбки-карандаш знаменитостей», вы обнаружите огромное количество звезд, которые носят юбку-карандаш во всей ее красе.

Не так уж плохо для фасона, который взял свое начало от веревки, обвязанной вокруг юбок первой женщины, взлетевшей на аэроплане. 100 лет, а она еще держится. Да здравствует юбка-карандаш!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector