Яловые сапоги википедия

Яловые сапоги википедия

Содержание

История [ править | править код ]

Получили распространение на Руси и Ближнем Востоке от кочевников, для которых мягкие сапоги были удобной обувью для верховой езды. На Руси первое время считались обувью для богатых (простолюдины обыкновенно носили поршни или лапти), в последующем получили распространение твёрдые юфтевые сапоги.

Сафьяновые сапоги упоминаются в русских былинах. В русских летописях, повествующих о X веке, сапоги противопоставляются лаптям как знак принадлежности аристократии [2] .

Популярность сапог среди знати несколько снизилась после того, как Пётр I ограничил ношение традиционной русской одежды.

Сапоги шили из юфти, с пришивным голенищем или цельные — вытяжные. Чаще всего с прямым срезом голенища. Особым шиком считались складки на голенищах (тогда это называлось сапоги «с моршыной»). Складки имели правильную круглую форму. Для этого в кожу вшивалась кольцом круглая верёвка. На голенище помещалось 5 — 6 таких колец. Морщин должно было быть не менее пяти. Также изготовлялись сапоги «со скрипом» — между подошвой и стелькой делали подкладку из сухой бересты или насыпали туда сахарный песок.

Носки имели круглую или удлинённую форму. Сапоги с острыми носами в России назывались остроги. Каблуки делались разнообразных фасонов: низкие, высокие, «в рюмку» (то есть обрезанные сзади).

Сапоги, закрывающие колени, получили название ботфортов и были популярны в эпоху барокко. До середины XX века сапоги в России были мужской и женской обувью. Известный генерал А. А. Брусилов писал: «… к 1917 году … чуть ли не всё население России ходило в солдатских сапогах…». Женщины носили коты — укороченные сапожки, отороченные сверху красным сукном или сафьяном [3] .

Сапоги хромовые чёрного цвета состоят из голенищ, передов и низа. Голенища с жесткими футорами или лампасами, переда с поднарядами. Поднаряды и футора из подкладочной кожи. Носки жесткие. По заднему шву голенищ проходит прошва, а в верхней их части пришиты ушки из льняной тесьмы. Подошвы, стельки, задники и подноски из подошвенной кожи. Каблуки кожаные с набойками из резины или кожи. Крепление низа рантовое или деревянно-шпилечное — для офицеров и деревянно-шпилечное — для солдат и сержантов. Высота каблука 24 — 26 мм.

В Полковом учреждении Суворова говорилось (до середины XIX века при изготовлении обуви для правой и левой ноги обычно использовались одна и та же обувная колодка, обувь потому можно было носить на любой ноге [5] ):

Наблюдает за рядовым, чтоб оные ежедневно . башмаки или сапоги переменяли с одной ноги на другую, чтоб они не сносились и в ходьбе ног не потерли .

В настоящее время опять всё большую популярность приобретают резиновые сапоги.

В эпоху инквизиции испанским сапогом называли орудие пытки.

Сапог использовали также для разжигания потухшего самовара, одевая его голенищем вместо трубы и действуя им как "мехом" для нагнетания воздуха в топку.

Галерея [ править | править код ]

Картина А. Денисова, «Матросы в сапожной мастерской».

Сапоги Сталина — всё, что осталось от памятника (копия).

Юфтевые солдатские сапоги.

Гашение в виде рождественского сапога с подарками, 2004 год.

BIGFOOT SHOP — решение БОЛЬШИХ проблем!

Добрый день, Друзья!

Сегодня разговор пойдет о кирзовых и яловых сапогах

Они представлены у нас в магазине как в больших размерах, так и в маленьких — http://bigfootshop.com.ua/b-061 и http://bigfootshop.com.ua/b-06

Так как обувь в основном складского хранения, то на первое место встал вопрос об выравнивание и разминании.

Рецептов в инете много, от мочи до глицерина, вазилина и водки, гарячие полотенца и спец колодки

Оригинальный способ с пакетом,водой и морозилкой. Расширяясь вода выравнивает и немного растягивает сапог

А теперь немного об истории и различии

Из истори
Сапоги́ — вид обуви с высокими голенищами.

Получили распространение на Руси и Ближнем Востоке от тюркских кочевников, для которых мягкие сапоги были удобной обувью для верховой езды. На Руси первое время считались обувью для знати (простолюдины носили поршни или лапти) , в последующем получили распространение твёрдые сапоги.

Сафьяновые сапоги упоминаются в русских былинах. В русских летописях, повествующих о X веке, сапоги противопоставляются лаптям как знак принадлежности аристократии.

Сапоги, закрывающие колени, получили название ботфортов и были популярны в эпоху барокко. До середины XX века сапоги в России были мужской и женской обувью. Известный генерал А. А. Брусилов писал: «… к 1917 г. чуть ли не все мужское население России ходило в кожаных сапогах…» . Женщины носили коты — укороченные сапожки, отороченные сверху красным сукном или сафьяном.

Популярность сапог несколько снизилась после того, как Пётр I ограничил ношение традиционной русской одежды.

Сапоги шили из юфти, с пришивным голенищем или цельные — вытяжные. Чаще всего с прямым срезом голенища. Особым шиком считались складки на голенищах (тогда это называлось сапоги «с моршыной») . Складки имели правильную круглую форму. Для этого в кожу вшивалась кольцом круглая верёвка. На голенище помещалось 5 — 6 таких колец. Морщин должно было быть не менее пяти. Также изготовлялись сапоги «со скрипом» — между подошвой и стелькой делали подкладку из сухой бересты или насыпали туда сахарный песок.

Носки имели круглую, или удлинённую форму. Каблуки делались разнообразных фасонов: низкие, высокие, «в рюмку» (то есть обрезанные сзади) .

В вооружённых силах являлись элементом формы одежды военнослужащих. В Советской Армии военнослужащие носили ХРОМОВЫЕ, ЯЛОВЫЕ, КИРЗОВЫЕ, И ЮФТЕВЫЕ сапоги.

Сегодня сапоги являются элементом рабочей производственной и женской обуви, но, постепенно, и мужчины начинают носить сапоги как традиционно мужскую обувь.

ХРОМОВАЯ КОЖА — более мягкая кожа, в отличие от юфти, лучше отделана, имеет более красивый внешний вид (глянцевая кожа) , обладает гигиеническими свойствами, упруга, пластична, формоустойчива. Ее окрашивают в черные, белые, светлые (светло-серые, бежевые) , яркие (красные, синие, зеленые и др. ) цвета. По способу и характеру отделки лицевой поверхности хромовые кожи бывают гладкие, нарезные и тисненые (прессованием получают рисунок на коже) .

КИРЗА — материал на основе многослойной хлопчатобумажной ткани, обработанной плёнкообразующими веществами. Поверхность кирзы подвергают тиснению для имитации фактуры свиной кожи. Именно поэтому кирза называется искусственной кожей.

ЮФТЬ (юхта, русская кожа) — толстая кожа, выработанная жировым дублением из шкур крупного рогатого скота, взятых с брюха животного. Выделывается из ЯЛОВОГО или коровьего сырья и шкур годовалых быков, за исключением сырья телячьего. После промывки и мездрения сырье подвергается золке, промывке, топтанию и разминанию в толчеях и барабанах, разделке, стружке, отжиманию лица, бучению в киселях, заличке в слабом дубильном соке и затем дублению соковому и пересыпочному. Ю. бывает белая, красная и черная. Для белой Ю. отбираются лучшие кожи… .

Вывод: яловые и юфтевые — синонимы.

ЧАСТЬ 2

Как кирзовые сапоги стали культом

Кирзовые сапоги — больше, чем обувь. Иван Плотников, который перед войной наладил их производство, получил Сталинскую премию. После войны же в "кирзачах" ходили все — от стариков до школьников. Они и сегодня в ходу. Потому что надежные.

Рождение

К Первой мировой войне в долгом армейском противостоянии ботинок и сапог была поставлена точка. Сапоги однозначно победили. Даже в тех армиях, где на изготовление сапог не хватало материала, ноги солдат все равно почти до колена обматывались. Это была вынужденная имитация сапог. В обмотках горчичного цвета прошли войну, например, британские солдаты. Солдаты русской армии, кстати, в Первой мировой были единственными, кто мог позволить себе щеголять в настоящих кожаных сапогах.

Как и о всякой культовой вещи, о кирзовых сапогах ходит масса домыслов и слухов. Так, одним из заблуждений является то, что "кирзачи" получили свое название от "кировского завода", на котором было налажено их производство. На самом деле, свое название легендарные сапоги получили по названию шерстяной ткани Kersey, из которой они изначально изготовлялись.

Также ходит масса заблуждений насчет того, кто первым создал кирзовые сапоги. Расставим точки над i. Приоритет в этом деле принадлежит русскому изобретателю Михаилу Поморцеву. Брезентовую ткань, пропитанную смесью парафина, канифоли и яичного желтка он получил в 1904 году. Материал обладал свойствами, практически идентичными коже. Он не пропускал воду, но при этом "дышал". Впервые кирза "понюхала пороха" на Русско-японской войне, где она использовалась для изготовления амуниции для лошадей, сумок и чехлов для артиллерии.

Материал Поморцева заслужил высокую оценку как солдат, так и экспертов международных выставок, из него было уже решено выпустить партию сапог, но массовое их изготовление так и не было налажено. Сначала делу помешали кожевенные лоббисты, а в 1916 году Михаил Михайлович умер. Сапоги почти на 20 лет "положили на полку".

Второе рождение

Возродили производство кирзы уже в 1934 году. Советские ученые Борис Бызов и Сергей Лебедев разработали метод получения дешевого искусственного бутадиен-натриевого каучука, которым пропитывалась ткань, отчего приобретала свойства, схожие с натуральной кожей. Дальнейшему развитию производства кирзовых сапог мы обязаны химику Ивану Плотникову. Именно благодаря его усилиям в стране было налажено производство "кирзачей".

Боевую проверку они прошли ещё в Советско-финскую войну, но этот опыт закончился неудачно — на морозе сапоги трескались, становились твердыми и ломкими. Дочь Плотникова Людмила вспоминала, как отец рассказывал ей о комиссии, на которой состоялся "разбор полетов" применения нового материала.

У Ивана Васильевича спросили: "Почему ваша кирза такая холодная и не дышит?". Он ответил: "Бык и корова пока еще не поделились с нами всеми своими секретами".

К счастью, за такую дерзость химика никак не наказали. Напротив — после начала Великой Отечественной войны стало очевидна острая нехватка обуви. Тут-то и пригодился опыт Плотникова. Ему было поручено в кратчайшие сроки усовершенствовать технологию производства кирзы. Курировал вопрос сам Косыгин. Плотников с задачей справился. Более того, наладил производство "кирзачей" в Кирове. 10 апреля 1942 года он получил Сталинскую премию. К концу войны в кирзовых сапогах ходило 10 миллионов советских солдат.

Один из символов Победы

Кирзовые сапоги снискали за время войны заслуженную славу. Высокие, почти непромокаемые, но при этом дышащие, они позволяли солдатам идти многокилометровые марши по любой дороге и бездорожью. О том, насколько кирзовые сапоги были хороши, можно судить, если сравнить их с американскими военными ботинками.
Генерал О. Бредли, автор книги "История солдата", писал, что из-за постоянной сырости американская армия лишилась 12 тысяч строевых солдат за один только месяц. Некоторые из них так и не смогли после этого восстановиться и вернуться на фронт.

О. Бредли писал: "К концу января заболевание ревматизмом ног достигло столь крупных масштабов, что американское командование стало в тупик. Мы были совершенно не подготовлены к этому бедствию отчасти в результате собственной небрежности; к тому времени, когда мы начали инструктировать солдат, какой нужен уход за ногами и что нужно делать, чтобы ботинки не промокали, ревматизм уже распространился по армии с быстротой чумы".

Без высоких сапог и портянок на осеннем и зимнем фронте приходилось несладко.

Портянки

Можно признать, что портянки не менее гениальное изобретение, чем сами кирзовые сапоги. Впрочем, они неразлучны. Те, кто пробовал носить кирзовые сапоги с носком знает, что носки обязательно рано или поздно скатаются на пятку. Тогда, особенно, если ты на марш-броске, и не можешь остановиться, пиши пропало. Ноги в кровь.

Кроме того, портянки удобны ещё и тем, что в случае их намокания, их достаточно намотать другой стороной, тогда нога по-прежнему останется сухой, а мокрая часть портянки будет тем временем высыхать.
Просторное голенище "кирзачей" позволяет в холода наматывать по двое портянок, плюс закладывать в них газеты для того, чтобы сохранить тепло.

Народная любовь или "любовь"

Эта реклама 1950 года, пожалуй, была необязательной. Кирзовые сапоги после войны стали "народной маркой". На сегодняшний день этой обуви выпущено примерно 150 миллионов пар. Несмотря на то, что скоро армию переобуют всю в берцы, солдаты продолжают носить "кирзачи", делать из них "шурупы" (скатывая гармошкой) и наряжать по случаю дембеля. Рыбаки охотники да просто для тяжелых работ — это их стихия!

Искусственный каучук был изобретён в 30 годы. До той поры государства тратили огромные суммы на обувку солдат, но полностью обеспечить ей свои армии они не могли. В условиях затяжных войн иногда приходилось сражаться в одних портянках. Такая неприятность реже наблюдалась среди отечественных военнослужащих, которые носили так называемые вечные сапоги – яловые. Интересно, из чего они сделаны?

Почему сапоги называются яловыми?

Этой обуви дала название яловая или яловичная кожа. Материал никак не соотносится с кирзой, хоть и распространено мнение, что кирзовые и яловые сапоги – разные названия одного и того же предмета. На самом деле первый вариант – кожзам и изделия из него носят солдаты, а второй – натуральная кожа и обувь из неё с советских времён доступна только офицерам.

Характеристики материала

Телячья кожа. От других шкур крупнорогатого скота отличается природной толщиной. Этот показатель у яловой примерно в 5 раз выше, чем у склизока и полукожника. Разница с опоеком может достигать 10-кратного значения, с бычиной – 2-кратного.

Берут яловку у неогуленных молодых коров, а также быков, которым ещё не исполнилось полтора года. Место среза: брюшина. Локализация и возраст животного позволяют получить большой по диаметру отрезок цельного материала, неиспорченный укусами, шрамами и растяжками.

После свежевания шкура проходит через длительный и многоэтапный процесс дубления. Технология ранее включала следующие виды обработки:

  • промывка;
  • мездрение;
  • золка;
  • топтание и разминание в барабанах;
  • разделка;
  • стружка;
  • отжимание лица;
  • бучение;
  • заливка в особом дубильном растворе;
  • дубление соковое;
  • дубление пересыпочное.

В современной промышленности применяется хромовка – метод хромового дубления, при котором используются дубильные минеральные вещества. После подобной обработки изделие становится в среднем в 2 раза прочнее шкур, прошедших через растительное дубление. Также материал начинает обладать высокой температурой сваривания – его структура не разрушается при контакте с кипящей водой и хорошо сопротивляется разрушающему действию нагретых химических веществ.

Описание конструкции сапог

Черты и детали традиционных полевых офицерских сапог:

  • кожаные подмётки на гвоздях;
  • в каждом сапоге по 2 белых ушка (пришиты с внутренней стороны);
  • задник усилен;
  • стандартизированная длина голенища: 45 см;
  • гвардейские полка носили модели на 4,5 см длиннее;
  • голенище сшито сзади, одним длинным швом;
  • стандартизованный вес стелек: 21,33-46,93 г;
  • высота каблука: ровно 2 см;
  • каблук крепится железными шпильками.

Какие ещё синонимы названия существуют?

Один и тот же материал можно назвать и яловым и юфтевым. Однако полными синонимами эти слова не являются, последнее несколько шире. Его используют для обозначения шкуры, взятой с брюшины не только молодых быков и коров, но и коней. Иногда в ход идут и свиньи.

Третье название – хромовые. Однако оно некорректное. Между настоящими хромовыми и яловыми сапогами гигантская разница. Последние лучше держат голеностоп и в них можно находиться во время пожара (ну или просто тушить ими костёр). Первые прилично легче, но рядом с огнём им не место. Высокие температуры они переносят на порядок хуже.

Важно! В народе эту обувь также величают полевой и офицерской.

Немного истории

  1. В мире яловая и юфтевая кожа соотносится с Россией. Её называют russian leather и cuir de Russie.
  2. Слово «юфть» предположительно появилось в русском языке в XVI веке.
  3. От европейских и американских натуральных материалов, широко распространившихся в XIX веке, этот отличается способом обработки. Другие страны использовали растительные дубильные вещества, только русские пропитывали шкуры дёгтем.
  4. Сегодня вместо дёгтя применяют жировую смесь, часто включающую в себя тюленью ворвань.
  5. В Первую мировую войну только отечественные солдаты сражались в обуви из натуральной кожи.
  6. После второй мировой яловые сапоги перестали быть достоянием служивых, их стали носить на гражданке. В такой обуви щеголяли все, начиная со школьников и заканчивая начальниками. Люди со скромными доходами юфтевую обувь заменяли кирзачами.

Плюсы и минусы

Долговечность при минимальном уходе – основополагающая черта традиционных яловых сапог. За это качество их ценили и ценят военнослужащие. Они не плесневеют без просушки в окопах и болотистой местности и служат даже дольше, чем кирзовые. Последние уступают и в плане теплостойкости.

Другая примечательная особенность – защита ног от влаги. Отличная гигроскопичность позволяет поддерживать сухость даже при продолжительном нахождении в воде. Отсюда востребованность этого типа обуви среди рыбаков и туристов.

Важно! Юфтевые или яловые традиционные сапоги сложно носить летом. В них жарко, но военным и срочникам приходится мириться с подобного рода неудобствами.

Достоинства идут рука об руку с недостатками. Прочность и долговечность – с неэластичностью, грубостью и долгим процессом разнашивания. Гигроскопичность – с проблемами отвода пота и поступлением кислорода к коже. Натуральное происхождение материала – с высокими ценами на дизайнерские женские сапожки из него.

Больше всего нареканий вызывает разминание (в первую очередь дополнительно усиленной задней части). Ждать естественного разноса – слишком долго. Приходится прибегать к народным средствам. В ход идут смеси с глицерином, горячие полотенца, колодки. Иногда жёсткие сапоги набивают пакетами с водой и отправляют в морозильник. При замерзании вода расширяется, создавая постоянное давление на стенки голенища.

Современная мода и яловые сапоги

Сейчас среди женщин наблюдается рост интереса к грубой обуви на ровной подошве или на совсем небольшом каблуке. Под эту тенденцию попадают офицерские яловые сапоги. Их предлагают носить не только с нарядами в стиле милитари или узкими джинсами, но и с юбками.

Перемены просматриваются и в отношении дизайна. Канонический вариант дополняют ремешками, зауженным силуэтом, замками и пряжками. Встречаются модели с характерной для ковбойских сапог верхней линией голенища. Ровную подошву заменяют на скрытую горку или даже на каблук.

Читайте также:  Как научиться целоваться с мальчиком
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector