Чеченская народная одежда

Чеченская народная одежда

Немного истории

История и культура каждого народа самобытна и уникальна, и национальный костюм – их неотделимая часть. Условия жизни народа, географические и климатические особенности, верования, социально – экономическое положение оказывают влияние на то, как костюм будет выглядеть и из каких материалов будут его изготавливать.

Чеченский национальный костюм не является исключением.

Чеченцы издревле занимались овцеводством, и на изготовление одежды и обуви шли шерсть, мех, кожа животных. Широко применялись домотканое сукно, войлок.

Детали костюма несут не только декоративную функцию, но являются и историческим отражением жизни чеченцев.

В мягких кожаных сапогах пастухам и воинам было удобно ходить по горам.

К поясу крепились кинжалы и оружие.

Обязательна в чеченском национальном костюме папаха, которая шьется из овчины. Она – символ мужественности, и дотронуться до папахи – значит нанести оскорбление мужчине. В то же самое время она отлично защищает от холода или перегревания на ярком солнце.

Разновидности

Чеченский национальный костюм существует в двух вариантах – мужской и женский.

Детские костюмы, особенно праздничные, их повторяли. Небольшое отличие – мальчики до 14 лет не носили кинжалов.

Особенности

Основу мужского костюма составляют бешмет и штаны, сужающиеся к низу. Штаны заправляются внутрь сапог. Бешмет – это особого покроя полукафтан, длина которого выше колена примерно на 10 сантиметров.

На праздники поверх этого полукафтана надевается черкеска. Она не имеет воротника, а застегивается она только на поясе.

Ее отличительной чертой является наличие так называемых газырниц по обеим сторонам груди – маленьких кармашков для зарядов оружия. Хотя с появлением новых видов оружия необходимость в газырницах отпала, они остались на черкеске как декоративный элемент.

Особенная деталь костюма – бурка. Она имеет вид накидки с зауженными плечами. Ее назначение – защищать от непогоды, в ночное время служила подстилкой и одеялом.

Составные части женского наряда – это платье-туника, верхнее платье, пояс и платок. Длина платья-туники доходит до щиколоток. Под это платье женщины надевают широкие шаровары,штанины которых присборенны на щиколотках. Отличительная черта женского платья – нагрудники и очень длинные рукава, закрывающие пальцы на руках. В праздничных платьях длина рукавов могла доходить и до пола.

При изготовлении нагрудников использовали драгоценные металлы и камни.

Верхнее платье походит на халат или накидку. Застежка у него только на талии, чтобы оставить на виду нагрудники.

Цвета и оттенки

Цветовая палитра повседневного мужского гардероба обычно была сдержанных темных тонов – черная, серая, коричневая, бурая. Бешмет мог быть другого цвета, оживляя костюм. Праздничный бешмет шился из разноцветных блестящих тканей. Белый же цвет в одежде свидетельствовал о богатстве человека.

Женская одежда отличалась большим цветовым разнообразием.

Платье-туника было, как правило, однотонным. Но допускались самые яркие цвета и оттенки.

Ткани и крой

Штаны и бешмет шились из прочной легкой ткани – они не должны были стеснять движений. Бешмет кроится по фигуре мужчины и плотно прилегает к торсу. Ниже линии талии он становится расширенным. Такой покрой подчеркивает стройность, силу, мужественность мужчины. Неширокие удобные штаны сужаются к низу, их легко заправлять в сапоги.

От шеи до пояса бешмет застегивается на пуговицы, изготовленные из плетеных ремешков. Воротник-стойка почти полностью закрывает шею и застегивается на такие же пуговицы. Рукава бешмета длинные, суживаются к кисти и могут заканчиваться манжетами. На них также присутствуют аналогичные застежки.

Покрой черкески совпадает с покроем бешмета. Поскольку это праздничный вид одежды, ее шьют из более дорогих материалов. Длина черкески ниже колена.

Женское платье-тунику шили из легкой хлопчатобумажной ткани или из шелка. Оно имело воротник-стойку, который застегивался на пуговицу.

Праздничные штаны обшивались внизу шелком.

Верхнее платье имеет похожий крой с черкеской, отличаясь длиной до пола. Оно распашное, у него нет воротника, застегивается только на талии, а грудь остается открытой.

На изготовление верхнего платья шли роскошные дорогие ткани: атлас, парча, бархат. Они богато украшались вышивкой, тесьмой. На них могли быть складки и оборки. Однако очень яркие платья носили только молодые женщины.

Аксессуары и обувь

Пояс – обязательная деталь одежды у мужчин и у женщин. Женские декорировались пряжками, серебром, драгоценными камнями. Самые красивые пояса передавались по наследству.

Платок – это часть женского наряда. У девушек они из легкой ткани. Замужние женщины носили чухту – особый мешочек, куда укладывали волосы, поверх него надевали платок с бахромой.

Представительницы прекрасного пола всегда носили ювелирные украшения. Это различные браслеты, бусы, кольца, перстни и подвески. Серьги могли быть в форме колец. Были распространены височные подвески. Также украшением можно считать пуговицы на верхних женских платьях.

Первоначально украшения изготовлялись из бронзы, позже стали применять серебро.

Традиционной повседневной обувью чеченского мужчины были мягкие кожаные сапоги. Их длина доходит почти до колен. Богатые люди часто носили чувяки (вид мягких туфель без каблуков), а на голени поверх штанов надевали ноговицы из сафьяна.

Подошва обуви, как правило, не была жесткой, что было очень удобно для наездников и пеших путников в горах.

Женская обувь была разнообразнее. Для ее изготовления применялись кожа, сафьян, войлок, шерсть.

Часто носили род кожаных тапочек как домашнюю и выходную обувь.

Молодые представительницы прекрасного пола также носили туфли без задников. У них была жесткая подошва и имелись каблуки. Некоторые женщины носили сафьяновые сапоги. Они тоже были с каблуком и могли иметь украшения.

Еще один вид обуви – ботинки. Они шились по ноге из нескольких кусков кожи и выглядели очень изящно.

Современные модели

К настоящему времени чеченский национальный костюм не претерпел значительных изменений.

Конечно, современные чеченцы, особенно молодежь, не носят его повседневно, предпочитая городскую моду. Однако многие мужчины носят национальный головной убор – папаху, сохраняя верность традициям. Пожилые мужчины продолжают носить бешмет и черкеску.

Читайте также:  С чем носить короткий свитер крупной вязки

Однако национальные традиции прослеживаются в современной моде – распространены кавказские рубашки со стоячим воротником.

В женской моде традиции прослеживаются ярче. На пожилых женщинах можно увидеть широкие темные платья и шаровары.

Молодые женщины и девушки одеваются современно. Но вы вряд ли увидите чеченку в короткой юбке, в платье с открытыми плечами или глубоким декольте.

Свадебный наряд шьется, как правило, в национальном стиле. Он обязательно состоит из нижней рубахи и верхнего платья. Последнее всегда имеет разрез спереди, оно богато декорировано и расшито. Главное украшение – серебряный пояс.

Чеченский национальный костюм широко используется театральными коллективами в качестве сценического костюма. Исполнение зажигательной лезгинки немыслимо в каком-либо другом наряде. И у нас есть прекрасная возможность оценить по достоинству всю красоту этого одеяния.

Чечены – один из народов Северного Кавказа, который проживает не только на территории Чечни, но и в Ингушетии, Грузии и Дагестане. Живя и развиваясь в тесном взаимодействии со своими соседями, чеченская культура приобрела некоторую универсальность – черты, характерные для всех кавказских народов. Одна из таких черт — уважение к предкам, поэтому и многие элементы национального костюма, как отражение вековых традиций, сохранились до сих пор.

Для изготовления одежды использовались местные ткани, так как чеченцы издавна занимались производством сукна, крашенины, льна, холста, а в XVI веке научились изготавливать и шёлк.

Детали чеченского наряда

В традиционной одежде чеченцев как мужчин, так и женщин, существовал минимальный набор предметов, достаточный для выхода на улицу: нижняя рубаха и штаны, у женщин к этому набору добавлялся платок. В мужском костюме преобладали тёмные тона, но нижняя рубашка (бешмет), как правило, контрастировала по цвету с остальной одеждой.

Женские наряды отличались более разнообразной цветовой гаммой, но яркие платья могли себе позволить только девушки и женщины, чеченки постарше такой наряд считали для себя неприличным и предпочитали спокойные цвета.

Характерные черты мужского и женского костюмов

Национальный костюм чеченского мужчины состоял из 2 основных предметов:

  • бешмет – полукафтан длиной немного выше колен, расширяющийся книзу, точно облегающий фигуру и застёгивающийся до пояса на пуговицы-узелки;
  • штаны должны были легко заправляться в сапоги, поэтому кроились зауженными книзу и шились из лёгкой ткани, чтобы не сковывать движений.

Особенности мужского костюма

Следующие предметы могли дополнять основной костюм:

Черкеска – верхняя одежда длиной чуть колен; покроем она напоминала бешмет, застёгивалась только на поясе. Черкеска, как правило, шилась из лучшего сукна. Отличительной деталью платья были кармашки для хранения специальных трубочек с зарядами для ружья — газырницы. Постепенно газыри утратили своё практическое назначение, однако газырницы сохранились в национальном костюме как элемент декора.

Бурка – расширяющаяся книзу накидка без рукавов из войлока с зауженными твёрдыми плечами, служившая мужчинам как одеждой, так и одеялом.

Правом изготовить бурку наделялись лишь женщины — признанные мастерицы своего дела.

Папаха – конусообразная шапка из овчины, длинношёрстная или каракулевая. Особо ценными считались папахи из шкуры бухарского барашка, но их могли позволить себе только богатые люди.

Трогать чужую папаху было нельзя, это считалось оскорблением хозяина.

Кожаный пояс был обязательным элементом одежды, его праздничный вариант украшался металлическими вставками и подвесками. На пояс крепились необходимые в походе предметы: кремень, камень для заточки кинжала или ножа, коробочка с оружейной смазкой. Но главное назначение пояса – крепление для кинжала или шашки.

На ногах носили сапоги из мягкой кожи длиной чуть ниже колен; у богатых людей были чувяки – кожаные туфли без каблуков — а на голени надевались сафьяновые ноговицы.

Женский костюм

Основу женского костюма составляли 4 предмета:

  • длинное платье-туника из лёгкой ткани с небольшим разрезом на груди, с рукавами, закрывающими кисти рук, и нагрудником, украшенным вышивкой и камнями; воротник-стойка обязательно застёгивался на маленькую пуговицу;
  • штаны широкого покроя, низ которых собирался в оборку (в костюме для особых случаев низ обшивался кружевом);
  • платок, простой или украшенный вышивкой; замужние женщины надевали платки поверх чухты (или чохты) – шапочки, плотно обхватывающей лоб и полностью скрывающей волосы;
  • девушки и молодые женщины добавляли к костюму матерчатый или кожаный пояс.

Такой наряд дополняло верхнее платье, которое изготавливалось из бархата, парчи или атласа. По крою оно было похоже на черкеску с удлинёнными рукавами, которая застёгивалась только у пояса. Большое значение придавалось украшению платья, особенно вышивке: важен был не только орнамент, но и цвет нити. Традиционно использовалась гамма из зелёного, красного, жёлтого и чёрного цветов.

Женская обувь была разнообразной:

  • кожаные тапочки, которые надевали и дома, и на выход;
  • туфли с каблуками на жёсткой подошве (без задников);
  • сапоги из сафьяна на каблуке;
  • ботинки, которые шились из нескольких кусков кожи строго по ноге.

Свадебная одежда

Свадебный наряд жениха отличался от повседневного только более дорогими тканями, а вот у верхнего платья невесты было принципиальное отличие: разрез спереди, благодаря которому оно было похоже на два лепестка. Цвет ткани мог быть любым, но декорировалось такое платье с особой роскошью. Голову девушки покрывал традиционный платок или кружевная шаль.

Обязательным элементом женского свадебного платья был богато украшенный пояс с серебряной пряжкой, который преподносил невесте в качестве свадебного подарка жених.

Современный чеченский костюм

С течением времени чеченский национальный костюм почти не изменился. В мужской молодёжной моде по-прежнему распространены рубашки с воротником-стойкой. Испытание временем выдержала и папаха – её носят все поколения чеченских мужчин. Ещё в большей степени народные традиции сохранились в женском платье.

Девушки стараются следовать современной моде, но юбка макси, длинные рукава и платок в одежде молодых чеченок неизменны.

Чеченский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался чеченцами в повседневном и праздничном обиходе.

Читайте также:  Средство для чистки светлой кожи

Содержание

Мужской костюм [ править | править код ]

Традиционный мужской костюм соответствовал эталону мужской красоты, подразумевавшему стройность, широкие плечи, узкую талию. Костюм включал в себя несколько комплектов одежды для различных обстоятельств. Дорожный комплект включал в себя бурку, башлык и папаху, которые, собственно, и превращали комплект в дорожный [1] .

Бурка [ править | править код ]

Бурка (чеч. верта ) представляет собой войлочный плащ. Без бурки не обходился ни один горец. Бурки бывали двух типов. Первый тип имел узкие плечи, колоколообразную форму, не имел ворса и был длиной ниже колен. Такой буркой пользовались пастухи. Второй тип имел трапециевидную форму, ворот застёгивался кожаными петлями или завязывался шнурками. Края бортов такой бурки украшались вышивкой или галунами [2] .

Чеченские бурки считались лучшими на Кавказе. Капли дождя скатывались по шерсти, поэтому бурка не промокала даже под проливным дождём. Бурка не прилегала плотно к телу, поэтому давала возможность скрывать оружие и свободно стрелять. Бурки изготовлялись чеченцами не только для себя, но и на продажу. Для казаков, которые покупали бурки в том числе и у чеченцев, бурка также вошла в быт и стала частью воинской одежды [2] .

Горская бурка была престижным одеянием и в России. Её носили и высшая знать России, и российские императоры. Она оказалась настолько удачным изобретением, что за время существования не претерпела никаких изменений [3] .

Черкеска [ править | править код ]

Черкеска (чеч. Чоьа ) являлась самой распространённой мужской одеждой на Северном Кавказе. В настоящее время она вышла из употребления как повседневная одежда, но сохранила статус парадной и праздничной. Ряд исследователей считает, что слово имеет тюркское происхождение: «чер» — дорога, «кесмек» — отрезать. Похоже, что так тюркоязычные кочевники называли жителей Кавказа, контролировавших горные перевалы и тем препятствовавших перемещению кочевников [3] .

Черкеску впервые шили подростку в 10-12 лет. В крестьянской среде черкеску шили, как правило, на вырост. На положение в обществе указывали качество ткани и её отделка. Цвет черкески определялся цветом использованной шерсти и мог быть серым, коричневым, бурым, чёрным, бежевым или белым. Черкеска была праздничной одеждой и имелась не у каждого горца. Её одевали когда шли на свадьбу, вечеринку, в мечеть, общественные места. При выезде за пределы села костюм дополнялся буркой и башлыком. Полный выходной комплект имели только зажиточные люди [4] .

Появляться на людях в расстёгнутой черкеске имели право только глубокие старцы [5] . У многих народов Кавказа считалось неудобным появиться в общественном месте без черкески. Кавказский мужской костюм был целиком воспринят значительным числом российских мужчин, прежде всего различными группами расселившихся от Чёрного до Каспийского моря казаков. В начале XIX века этот костюм стало носить русское офицерство [6] .

Газырница [ править | править код ]

Газырница являлась кавказской формой патронташа. Она нашивалась на черкеску на уровне груди и представляла собой ряд газырей (чеч. Бустамаш ) — цилиндрических карманов в которые помещалось заранее отмеренное количество пороха и пуля. Кроме того, газыри защищали грудь от пуль и холодного оружия. Они располагались по 7-8 штук по обе стороны груди. Появление газырниц связано с появлением огнестрельного оружия. Постепенно газырница утратила прикладное значение, став декоративным элементом кавказской одежды. Головки, выступающие из карманчиков, стали делать из рога, кости или серебра [7] .

Башлык [ править | править код ]

Башлык (чеч. ЦIуккуй ) — тёплый головной убор с длинными концами, одеваемый поверх головного убора. Название происходит от тюркского «баш» (голова). У всех народов Кавказа башлык был устроен одинаково. Различия заключались в пошиве и покрое. Для украшения башлыка использовались золотое шитьё, галуны, тесьму. Богато украшенный башлык был неотъемлемой частью наряда жениха. Невестка дарила родственникам мужа красиво расшитый башлык как достойный подарок [8] .

Особенность башлыка — длинные лопасти, которыми можно было обмотать шею или поясницу, защитить лицо от ветра или скрыть его, чтобы остаться неузнанным. Размер башлыка определялся фасоном папахи и одетый поверх неё должен был закрывать плечи [9] .

Бешмет [ править | править код ]

Бешмет (чеч. ГIовтал ) имел высокий стоячий воротник, и длинные, сужающиеся к кистям рукава. Воротник и рукава застёгивались на сделанные из шнурка пуговицы-узелки. Ниже пояса бешмет расширялся. Нижний край бешмета был чуть выше колен. Бешметы у стариков были длиннее и утеплялись слоем ваты или шерсти. Праздничные бешметы шились из плотной хлопчатобумажной ткани, а у зажиточных людей — из атласа, шерсти или шёлка, зачастую ярких расцветок. Бешменты для повседневного ношения шились из тёмных тканей: чёрных, коричневых, тёмно-серых. Чаще всего бешмет одевался под черкеску. Первоначально бешметы одевались прямо на тело, нижние рубахи появились позднее [10] . Бешмет всегда был короче черкески [11] .

Впоследствии ватный бешмет стал прототипом ватника, а лёгкий укороченный бешмет защитного цвета — прототипом гимнастёрки [12] .

Кавказская рубаха [ править | править код ]

Наряду с бешметом среди чеченцев была распространена так называемая кавказская рубаха. Многие сходные с бешметом черты (высокий стоячий воротник, узелки-пуговицы, сходный покрой) позволяют утверждать, что она ведёт своё происхождение от бешмета. В отличие от бешмета рубаха была короче и не имела сужения в талии. Впоследствии при изготовлении рубахи стали использовать заводские пуговицы. Рубаха шилась из сатина, шёлка, «чёртового полотна», а впоследствии ещё из крепдешина. Праздничная рубаха имела светлые цвета, а повседневная — тёмные [13] .

Штаны [ править | править код ]

Штаны первоначально шились из домотканного полотна. Чтобы их можно было заправлять в ноговицы они сужались книзу. Нательная одежда входила в состав нижнего белья только у зажиточной части населения. Между штанинами вшивался большой ромбовидный клин, что делало штаны удобными для верховой езды и бега [14] .

Обувь [ править | править код ]

Обувь чеченцев мало отличалась от таковой у соседних народов. Мужчины носили лёгкие сапоги из тонкой кожи поднимавшиеся до колен. Штаны заправлялись в сапоги. Зажиточные горцы носили сапоги и чувяки (чеч. Кӏархаш ) из цветного сафьяна [15] . Мужчины также носили рабочую обувь (чеч. Наьӏар мачаш ) из грубой сыромятной кожи с плетёной подошвой [16] .

Читайте также:  Обувь с отдельным большим пальцем

Для ношения в горах изготавливались сапоги с грубой кожаной или деревянной подошвой с подковами [17] .

Ноговицы (чеч. Пезагаш ) одевались поверх штанов и плотно облегали ноги от щиколоток до колен. Ноговицы были специфической частью костюма чеченцев. Они были удобны для пешеходов и всадников, защищали от конского пота, веток и камней. Ноговицы изготавливались из сукна, иногда из войлока, а парадные — из сафьяна [17] .

Но наиболее распространённой была обувь из сыромятной кожи со швами на носке и заднике (чеч. Наьӏармачаш ). Её одевали на босу ногу [18] .

Головной убор [ править | править код ]

Чеченцы брили головы, что способствовало обычаю постоянно носить головной убор. Мужчина на людях появлялся всегда в головном уборе, который не снимали даже в помещении. Поскольку головной убор имел статусное и этическое значение, то он должен был быть наилучшего качества и на него не жалели денег. Значение головного убора отражено в чеченских пословицах «Мужчина должен беречь две вещи — папаху и имя», «Шапку носят не для тепла, а для чести» и целом ряде других. Для чеченца не было более значимого подарка, чем папаха [17] .

Папаха (чеч. Холхазан куй ) являлась традиционным мужским головным убором. Под словом «холхаз» в настоящее время подразумевается каракуль. На деле же для изготовления папах использовался смушек. Папахи у чеченцев были высокими, расширяющимися кверху, с выступающим над бархатным или суконным донышком околышем. Нижний край папахи должен был быть на толщину пальца выше бровей [19] .

Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Махмуд Эсамбаев никогда не снимал свою папаху. Композитор Никита Богословский по этому поводу говорил: «Самые неудобные места в зрительном зале — это за колонной и за Махмудом Эсамбаевым в его неизменной папахе» [20] . Эсамбаев был единственным человеком в СССР, которому разрешили сфотографироваться на паспорт в головном уборе [21] .

Бытовали и другие виды головных уборов: меховая шапка (чеч. Кхакхан куй ), пастушья шапка (чеч. Жаӏуьнан куй ), каракулевая шапка (чеч. Бухарин куй ). Существовали также различные вариации: папахи, целиком изготовленные из меха; шапки с меховым околышем и верхом из сукна или бархата; из овчины со стриженным мехом; из цветной ткани [22] .

Также были популярны войлочные шляпы, которые называли «мангалан куй» (чеч. Шапка косаря ). Их обычно носили в тёплое время года при выполнении сельских работ. Шляпа имела форму полусферы с большими мягкими полями [23] .

Пояс [ править | править код ]

Пояс (чеч. Доьхка ), помимо прочего, служил целям, связанными с военными условиями или приближенными к таковым. Он увешивался оружием и принадлежностями, связанными с уходом за ним. На поясе носили кинжал, мешочек с кресалом и трутом, пульницу, коробочку с жиром для смазки оружия, другими принадлежностями воина и путника [24] .

Во второй половине XIX — начале XX веков были популярны узкие кожаные ремни. На одном конце они имели металлическую пряжку, через которую продёргивался другой конец пояса с металлическим наконечником. Такие пояса были доступны каждому и они были элементом повседневной одежды. Другим видом пояса были ремни из ткани или войлока [24] .

Женская одежда [ править | править код ]

И мужская, и женская одежда изготавливались женщинами. Навыки изготовления одежды передавались из поколения в поколение. Небогатые женщины для изготовления одежды использовали высококачественное домотканное сукно. Высшее сословие изготавливало одежду из дорогих привозных тканей: шёлка, атласа, бархата. Фасон женской одежды был схож с мужским: платье походило на черкеску; куртка на вате напоминала бешмет [25] .

В XIX веке горянки носили рубахи (чеч. Коч ) с разрезом на груди и стоячим воротником. Рубаха шилась из хлопка и шёлка и по длине доходила до щиколоток. Длинные прямые рукава закрывали кисти. Рукава праздничных рубах спускались почти до пола [25] .

Свадебное платье [ править | править код ]

Свадебные платья (чеч. Гӏабали ) дошли почти неизменными до наших дней. Их шили из белого или светлого шёлка. Для украшения использовали галуны, кружева, металлические застёжки, подвески, иногда золотое шитьё. Под платье поверх рубашки одевался бархатный приталенный бордовый или голубой кафтанчик с нашитыми серебряными накладками с позолотой, которые были видны в вырезе платья. Свадебное платье перетягивалось медным или серебряным поясом с позолотой. Пластинки пояса имели гравировку или накладки с филигранью и соединялись между собой шарнирами, украшались драгоценными или полудрагоценными камнями: агатом, сердоликом, бирюзой. Рукава платья спускаются почти до земли [26] .

Тёплая одежда [ править | править код ]

В холодное время женщины носили распашную одежду из шёлковой или хлопчатобумажной ткани, стёганную на тонком слое шерсти или ваты, которая имела покрой черкески с узким рукавом. Тулупы, которые носили чеченки, шились обычно из овчины. Состоятельные женщины покрывали тулупы различными тканями. Тулупы и шубы были одеждой женщин старшего возраста. Молодёжь предпочитала утеплённые бешметы [27] .

Обувь [ править | править код ]

Женская и мужская обувь имела много общих черт. Богатые чеченки носили башмаки, туфли и галоши местного производства. Более распространённой среди менее обеспеченной части населения была сыромятная обувь [18] .

Праздничная женская обувь (чеч. Пошмакхаш ) представляла собой туфли с глухим носком без задника на твёрдой подошве с небольшим каблучком. Носок такой обуви часто делался из цветной кожи или бархата и украшался вышивкой [28] .

Детская одежда [ править | править код ]

Детская одежда не имела половых различий. Обычно она переходила от старших детей к младшим или перешивалась из старой одежды взрослых. Различия в одежде появлялись только в подростковом возрасте [28] .

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector